Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

В нашей клинике всегда можно связаться со своим лечащим врачом. Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Вы можете задать вопросы по текущему лечению по телефону, либо по электронной почте. Также, Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

 

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невроз у ребенка может иметь разные причины. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто именно этим дети, страдающие навязчивыми состояниями, доводят до бешенства учителей. Например, учитель жалуется, что мальчик специально хрюкает и визжит на уроках, а у ребенка диагностирован синдром Туретта. Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

При диагностике ребенка с обсессивным неврозом непременно изучается энцефалограмма на предмет своеобразной формы эпилепсии.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром.

ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, либо к  детскому психиатру или психологу, пока навязчивые состояния не закрепились. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. При своевременной помощи детского психолога и врача во многих случаях нервные тики проходят довольно быстро.

В большинстве случаев, тики, появившиеся у детей до шести лет, к подростковому возрасту проходят сами, даже без лечения (более чем у половины детей). Однако имеются и другие случаи, когда плохо леченные нервные тики закрепляются на всю жизнь. Поэтому мы рекомендуем решить проблему с тиками до подросткового возраста. Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте. И очень хорошо здесь помогает игровая психотерапия.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.

Во многих случаях приходится очень аккуратно подбирать медикаментозное лечение, психотерапевтически работать с ребенком, его окружением и семьей. Однако, если проблема вовремя была замечена и оценены все медицинские аспекты, она, как правило, неплохо поддается коррекции даже в упорных случаях.

Мы широко практикуем  метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Страхи у детей

В большинстве случаев при сильном страхе у детей проблема легко решается с помощью проведения курса игровой психотерапии. Истинные причины детского страха может «всплыть» уже на первом или втором сеанса игровой психотерапии. Затем причины страхов прорабатываются в процессе игры и перестают быть актуальными для ребенка. Медицинская и психологическая помощь вполне эффективна  и результативна, ее первые результаты видны спустя две-три недели с начала работы с психологом, либо медицинского лечения, если оно необходимо.
Какими могут быть детские страхи? Детские страхи могут быть очень разнообразными. Ребенок, так же, как и взрослый, может:

  • Бояться темноты, воды, огня, высоты.
  • Бояться остаться один в помещении или на улице.
  • Иметь сильный навязчивый страх смерти.
  • Бояться находиться в социуме и в обществе незнакомых людей. Пугаться резких и громких звуков.
  • Бояться уснуть ночью, придумывая и представляя себе фантастических существ, либо героев, взятых из фильмов ужасов и триллеров, либо пришедших к ним из книг.
  • Довольно часто возникает боязнь животных, чаще всего собак, причем не обязательно после реального пугающего контакта.
  • С началом учебы в школе приходят социальные страхи (дидаскалейнофобия): когда ребенок боится отвечать у доски, опоздать в школу, боится выглядеть не таким, как остальные дети, либо боится не справиться с заданием и т.д.

Детские страхи отличаются от взрослых только тем, они могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, так как психика ребенка еще не сформировалась, и этот процесс только начался. Типичные страхи у детей обычно градируются по возрастам, и самые первые могут возникать еще во время беременности матери. Поскольку ребенок связан с мамой не только физиологически, но и эмоционально, то дитя, находясь в утробе, очень четко считывает настрой и переживания мамы, все ее тревоги и страхи, ощущает действие стрессорных гормонов матери. Все эти реакции буквальным образом «записываются» телом и головным мозгом, как на кинопленку, и запоминаются на всю жизнь. Позднее при возникновении ситуации, связанной с какой-либо опасностью и похожей на когда-то пережитую ситуацию, мозг и тело ребенка реагируют абсолютно так же, как и в первый раз. Вся информация, которую «считывает» и «записывает» мозг ребенка, остается на бессознательном уровне и хранится всю жизнь. Эта информация сразу вспоминается, как только мы попадаем в уже знакомую  ситуацию.

Детский страх также может быть инстинктивным и врожденным. В этом случае страх проявляется в виде защитных механизмов, необходимых для выживания. Как только в поле видимости возникает опасность, новорожденный ребенок может вздрогнуть, широко раскрыть глаза. Либо наоборот: зажмуриться, поднять руки, откинуть голову. Рефлекс нервного вздрагивания – в качестве ответа на испуг – при благоприятной обстановке в семье и отсутствии стрессов постепенно убывает к четырем месяцам.

Основной вид страха в первый год жизни – боязнь потерять маму, сильное беспокойство, когда ее нет рядом. Если мама долго отсутствует, у ребенка может развиться «невроз тревожного ожидания», который впоследствии может привести к формированию склонности к необоснованной тревоге, неуверенности в себе, боязни потерпеть неудачу, страху публичных выступлений или сдачи экзаменов.  Также этот страх может породить функциональные расстройства речи, например, заикание, а в старшем возрасте и половую дисфункцию.

Если у ребенка есть ощущение постоянной тревоги, это может быть связано с особенностями его мозга, его личности (генетическими предрасположенностями), со здоровьем его нервной системы, как таковой, какие-то родовые травмы (гипоксия). То есть ребенок растет, чувствует тревогу, а причин для нее нет, либо он их не видит, не осознает. Эмоции же, связанные с тревогой – есть. И – в меру своего развития – страху дается логическое объяснение и обоснование: начинает придумывать оправдания и сценарии детских страхов. Например, ребенок, просыпающийся от чувства страха, которое его разбудило, говорит встревоженной маме, что «в окно дядя лезет». Или ребенок ложится спать, тревога не дает уснуть – делается вывод, что «под кроватью кто-то страшный завелся», а шкаф превращается в «монстра». Или во время прогулки ребенок испытывает тревогу, и, привязывая свой страх к окружающей обстановке, начинает бояться полицейского, экскаватора или собаки.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

В большинстве случаев при гиперактивности, повышенной возбудимости и неусидчивости ситуация вполне поправима. Медицинская и психологическая помощь достаточно эффективна  и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психолога или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком, в игре, в рисунках, а затем так же мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоидыминдалины), последствиях родовой гипоксии или травмыдетском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Редко, но все же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, несидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:
1. Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание
2. Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили
3. Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца
4. Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок
5. Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи
6. Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания
7. Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили
6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:
1. Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом)
2. Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться
4. Любит много и безудержно говорить

Импульсивность:
1. Слабый контроль своего поведения
2. Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения
5. Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях
6. Может начать отвечать, не дослушав вопроса
7. часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его
8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.
С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком: к врачу или к психологу? Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем консилиум, состоящий из психолога, невролога и психоневролога (детского психиатра). Можно получить консультации этих специалистов и по отдельности. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. Иногда мы рекомендуем пройти некоторые обследования, например, электроэнцефалографию, либо исследования сосудов головного мозга, для того чтобы окончательно и наиболее ясно выяснить причину того, что происходит с ребенком.

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины). Если вовремя определить причину и назначить компетентное лечение, то данное заболевание проходит полностью и достаточно быстро.

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу.  Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных –  повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Реже закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты. Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоидывоспаление пазух носаминдалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.
К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком: к врачу или к психологу? В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а кже оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.

Повышенная тревожность у ребенка

В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. Первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами)

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройствадетские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности. Если в основе лежат психологические проблемы, то прием медикаментов будет лишним, и никак не будет воздействовать на имеющуюся тревожность.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины (психологические, медицинские) и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и т.д. Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нарушение снаНормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Многие проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды,хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится. Подробнее о детской иммунологии.

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на  редмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Обычно проблемы со сном у ребенка решаются довольно быстро. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится. 

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенка Продолжительность дневного сна Продолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцев около 9 часов около 18 часов
От 3 до 4 месяцев около 8-6 часов около 16 часов
От 7 до 9 месяцев около 4 часов около 13 часов
От 10 до 12 месяцев около 3 часов около 13 часов
От 1-го до 1,5 лет около 3 часов около 12 часов
От 1,5 до 2 лет около 2,5 часов около 10-11 часов
От 2 до 3 лет около 2,5 – 2 часов около 10-11 часов
От 3 до 7 лет около 1,5 часов, по желанию около 10 часов
После 7 лет Дневной сон не обязателен не менее 8-9 часов

Режим сна. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника  отбой должен быть не позже, чем  в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры  головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины:

 

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как  стрессорныемеханизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь.  Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.

Ребенок скрипит зубами во сне. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта. Но чаще всего причина бруксизма имеет психологический характер. Например, стресс, связанный с поступлением в школу, неврозы, повышенный уровень тревоги.

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит:

  1. Консультацию детского психоневролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.
  3. В сложных случаях целесообразна ЭЭГ ночного сна. ЭЭГ регистрирует работу головного мозга во сне и помогает найти источник проблемы.

 

С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?

Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского психолога, невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум всех трех специалистов. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов: неврологапсихолога, и психоневролога, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы. Иногда мы рекомендуем выполнить ЭЭГ или другие исследования, отражающие работу головного мозга.