Нашим детям, Психология

Норма и патология развития ребенка

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология  и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и Вашим детям!

Проблемы с речью у ребенка: ребенок не говорит, речевое развитие идет с задержкой, ребенок говорит непонятно

При своевременном установлении причины возникшей проблемы и проведении речевой и нейропсихологической коррекции, либо лечения, если оно требуется, речь ребенка начинает формироваться быстрее и правильнее, и в большинстве случаев полностью восстанавливается. 

Первое слово, сказанное ребенком – самое запоминающееся событие в семье. Но развитие речи начинается задолго до этого момента, с младенчества. Это и гуление, и эмоциональная реакция на голос родителей и близких, проба повторения за ними звуков и интонаций. К началу использования активной речи, примерно к годовалому возрасту, ребенок очень активно развивает понимание языка жестов и мимики и накапливает пассивный запас слов.

Речь ребенка наиболее активно развивается в период до 2-х лет. Если ребенок не достигает должного уровня речевого развития в этом возрасте, то ему будет сложнее освоить этот навык впоследствии и наверстать упущенное.

Нормы развития речи ребенка:
С полугода жизни малыш осваивает первые элементы настоящего речевого общения и начинает пытаться взаимодействовать с окружающими его взрослыми при помощи предлогов и простых слов.

От 6 до 7 месяцев – время для освоения отдельных слогов и попытка повторения слов за взрослыми. Идет освоение самых первых слов, такие как «мама», «папа», «баба» и другие.

От 7 до 10 месяцев – период тренировки повторения односложных слов и слогов за родителями. Знакомство с внешним миром и интенсивное пополнение пассивного словаря речи.

От 10 до 12 месяцев – четкое и осознанное произнесение первых слов. Эти слова состоят в основном из легких для ребенка звуков.

1 год – использует осмысленные простые слова или их фрагменты.

1,5 года – имеет активный словарный запас порядка 5-20 слов, состоящий в основном из существительных. Начинает практиковать частое повторение слов для наилучшего запоминания. Пробует слова «на вкус», появляется буферная «самобытная» речь,  ребенок может называть вещи по-своему и вовсе придумывает «свой язык».

2 года– словарь из активно употребляющихся слов около 150-300 слов.
Используют предлоги, чаще всего: «на, в, под».
Начинает составлять предложения из двух-трех слов.

3 года – словарный запас состоит примерно из 900-1000 слов.
Правильно использует местоимения 1-го и 2-го лица “Я” и “Ты”.
В речи преобладают глаголы. А также множественное число и прошедшее время.

Если ребенок до 3-х лет все еще плохо говорит на уровне своего развития, остановился в пополнении словарного запаса или не говорит совсем, есть повод задуматься о том,  что явилось причиной и постараться скорректировать это как можно раньше.

Как правило, рассматривается два варианта проблем с речью у ребенка.

  • Первый вариант: если речь у ребенка отсутствует как таковая, т.е. не сформировалась изначально или сформировалась неправильно.
  • Второй вариант:когда речь изначально была, но пропала в какой-то момент.

 

Рассмотрим подробнее оба варианта.

Если речь не формируется изначально, то, в первую очередь можно говорить о каких-либо мозговых нарушениях. То есть ребенок, например, перенес внутриутробную инфекцию, родовую гипоксию или травму, у него может быть повышенное внутричерепное давление, какие-то особенности формирования мозга, эпилепсия или другие заболевания, сопровождающиеся нарушением развития.  То есть наличествует что-то, не дающее мозгу сформировать те корковые центры, которые отвечают за речь. Или кора головного мозга у ребенка формируется нормально, но присутствуют какие-то проблемы с теми отделами мозга, которые обеспечивает речевую артикуляцию.

Если в первом случае, когда кора мозга нарушена, ребенок, не обязательно, но, как правило, имеет не только проблемы с речью, но и с ее пониманием, то в случае проблемы с артикуляционным аппаратом ребенок все понимает, лопочет, пытается что-то сказать, но у него не получается. И если в первом случае мы говорим про дислалию (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе), то во втором уже – это уже дизартрия (нарушение, возникающее вследствие органического поражения ЦНС). Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Ребенок может не говорить и при нормально сформированном головном мозге из-за того, что у него есть какие-то психические нарушения, например аутизм, при котором одним из основных симптомов является отставание речевого развития или полное отсутствие речи. При этом имеет место и эхолалия, когда ребенок автоматически и неконтролируемо повторяет слова и целые фразы. Чтобы отличить аутизм от другого нарушения речи, в первую очередь, необходимо проанализировать, используется ли речь или жесты именно для коммуникации и взаимодействия с людьми. Главная задача при этом – определить, является ли это аутизмом. Либо данное нарушение может оказаться элективным мутизмом, при котором ребенок – в отличие от аустичного нарушения – играет с другими детьми, взаимодействует с членами семьи, понимает речь, обращенную к нему, но говорит лишь с узким кругом людей и в особых обстоятельствах.

Также, нарушения развития речи могут возникнуть из-за наличия проблем, связанных с неправильным воспитанием, отношением, общением в семье. На фоне тревоги ребенок может замкнуться, на фоне же тяжелой психической обстановки ребенок может медленнее развиваться. Если с ребенком не говорить и молчать в его присутствии, то он тоже говорить не будет. Если ребенок говорил, но замолчал – это уже очень серьезный симптом, говорящий о дебюте аутистического расстройства, или  каком-то сильном психическом стрессе. Стрессе, который ребенок перенес, и который мог остаться незамеченным родителями. У ребенка могла развиться какая-то неврологическая проблема, связанная с заболеванием мозга, с патологической реакцией на вакцину, инфекция нервной системы или какое-то другое заболевание центральной нервной системы.

Видов нарушения речи довольно много, так как речь обеспечиваются сразу многими отделами мозга. Речевые нарушения могут быть разными, в зависимости от того, какой отдел мозга пострадал, или неправильно развился. Здесь нужно с максимальной точностью понять, что именно работает неправильно, для того чтобы эффективно и быстро помочь ребенку. Поэтому в том случае, когда причины возникновения проблемы не очевидны, мы рекомендуем пройти консилиум специалистов: невролога и  детского психиатра, которые определят в какой из областей лежит проблема: в области медицинских проблем, либо в области психологических особенностей. Также, если это необходимо, будет рекомендовано лечение и/или работа с логопедом.

Заикание у ребенка: психологическая проблема или логоневроз?

Чаще всего заикание у ребенка появляется на фоне наличия двух-трех составляющих: 

  1. Психологическая проблема, длительное нервное напряжение, стресс или кратковременный, но сильный испуг;
  2. Какая-либо медицинская проблема, например, повышение внутричерепного давленияили перенесенная родовая/внутриутробная гипоксия;
  3. Наследственная предрасположенность к заиканию.

 

Если разобраться в этих составляющих и дать ребенку медицинскую и психологическую помощь, во многих случаях заикание достаточно быстро проходит. Наилучшие результаты мы видим в первые дни – месяцы после начала заикания, когда оно еще не закрепилось. Стрессорное напряжение в нервной системе ребенка разрешается и заикание прекращается. В случае влияния медицинского фактора это заболевание тоже довольно успешно лечится.

Симптомы и причины. Заикание у детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего оно проявляется с 2 до 6 лет, в то время, когда идет активное формирование навыков речи.

Заикание бывает двух разновидностей. Тоническая форма заикания, когда звук растягивается и появляются долгие паузы в гласных, например: «м… аааама». Либо клоническая форма заикания, при которой идет повторение звуков, слогов, например: «за-за-за-за-крой». Иногда встречается и смешанная форма.

При заикании у ребенка почти всегда есть ощущение напряжения и тревогистрах перед речью. Ребенок  может говорить практически без запинок в спокойной и доброжелательной обстановке, но в случае стресса или сильного волнения возникают речевые спазмы, в результате чего ребенок заикается.

Причины возникновения заикания могут быть разнообразными, и для решения проблемы нужно точно определить, к какой области они относятся:

  • Это дефект речи, и в таком случае будет полезно участие логопеда, который проведет коррекцию заикания и исправит речь ребенка.
  • Либо речь идет о проявлении логоневроза,который возникает при сильном истощении или заболевании нервной системы ребенка, ее чрезмерном возбуждении и стрессовом состоянии. Например, после пережитого сильного испуга или неблагоприятной психологической обстановке в семье или в окружающем его социуме.
  • Также ребенок может подражать услышанному где-то заиканию. Заимствованное таким образом заикание также исправляется психологическими занятиями.

 

Кратковременное и постоянное заикание.

  • Если говорить о временно возникшем заикании, длящемся от  дня до недели, то подобное проявление заболевания проходит вместе с сопутствующим ему стрессовым расстройством. Ускорить процесс возвращения к нормальной речи можно, например, при помощи игровой психотерапиии/или некоторых лекарственных препаратов (назначаются детским неврологом или психиатром).
  • Если заикание протекает как логоневроз, т.е. длительно или с повторными рецидивами, то здесь, чаще всего, актуальна какая-то медицинская проблема и часто имеется наследственная предрасположенность.

 

Как действовать при заикании у ребенка? Если ребенок начал заикаться, и это продолжается более недели, или ребенок начал заикаться резко, внезапно и очень сильно, то в этом случае советуем Вам сразу обратиться к врачу, детскому неврологудетскому психиатру или  консилиуму специалистов, пока заикание не закрепилось. При своевременной помощи специалистов как можно быстрее после дебюта, во многих случаях заикание проходит раз и навсегда.

Если же заикание все же закрепилось, мы советуем провести диагностику, чтобы выяснить, насколько велик медицинский аспект (повышенное внутричерепное давление, перенесенные инфекционные заболевания, прививочные осложнения, последствия родовой гипоксии и т.д.) и насколько велик психологический аспект (испытывает ли ребенок постоянно какой-то дискомфорт или нет). После этого на основании полученных выводов строится лечение.

У ребенка появился воображаемый друг. Поведенческая особенность или болезнь?

Дети часто получают колоссальное удовольствие от игры в мире фантазий, общения с воображаемыми друзьями, это является особенностью дошкольного возраста и неотъемлемой частью детства. Но если побег в вымышленный мир затянулся или приносит беспокойство родителям, стирая грань между вымышленным миром и реальным, то своевременная помощь детского психиатра в этом случае будет очень эффективна. Специалист выявит причины этого состояния, и при помощи игровой терапии, либо коррекционной работы совместно с родителями вернет границы игры и реальности.

В случае же возникновения более серьезных проблем, т.е. заболевания нервной системы или психического расстройства, вовремя проведенное лечение также принесет положительный результат.

Иногда у ребенка, в возрасте с 2 до 6 лет, появляется воображаемый друг. В дошкольном возрасте это считается абсолютной нормой. 

Например, это может быть любимая игрушка, с которой ребенок разговаривает и всюду носит с собой, независимо от ее внешнего вида, скучает без нее и сильно расстраивается, когда теряет, либо когда-то кто-то ее забирает или выкидывает. Это может быть и придуманный, невидимый для других людей друг или герой из мультфильмов, игр и книг. Не стоит этого пугаться, это может означать лишь то, что у ребенка хорошо развито воображение. Ведь через проигрывание диалогов со своим воображаемым другом дети могут получать навыки коммуникации на любые волнующие темы, а также, в естественном ритме развивать лобные доли головного мозга, которые отвечают за  управление поведением, принятие решений и нахождение необычного решения проблем, за рассуждения и принятие выбора.

Однако, желательно определить причину возникновения вымышленных друзей и попытаться постепенно заполнять эту нишу реальными людьми и реальными друзьями.

Что же может послужить причиной ухода в подобные «нереальные отношения»?

  • Этому может способствовать как чрезмерная опека, так и давление со стороны родителей. В обоих случаях на помощь ребенку могут прийти воображаемые друзья, которые его поддержат, что бы ни случилось, и с которыми можно позволить себе все: есть мороженое  любое время, пачкаться и даже «завести» собаку или котенка, если родители против этого в реальной жизни. Либо наоборот ругать и подавлять своего вымышленного друга, беря на себя роль родителя, который злоупотребляет этими действиями, и попросту копируя его. И если внимательно посмотреть на темы, слова и манипуляции, которые ребенок адресует своего выдуманному другу, то можно увидеть, что его беспокоит и чего ему не хватает.
  • В виде защитного механизма от стресса. Ребенок может уйти в мир фантазий при неблагоприятной атмосфере в семье, при травмирующих событиях, таких как: развод родителей, смерть питомца или близкого человека, рождение брата или сестры, переезд, проблемы в социуме.
  • Чувство вины. Иногда в семье наблюдается такая тенденция: что бы ни случилось, разбитый ли телефон, пропавшие папины часы, съеденное ли варенье, во всех «грехах» обвиняют ребенка, не разбираясь, виноват ли он на самом деле. За обвинением следует наказание, при этом не всегда справедливое. Тогда у него появляется чувство вины. И чтобы ослабить напряжение, ребенок прячется в своем вымышленном мире. Боясь наказания и боясь потерять расположение и любовь родителей, он придумывает некого «козла отпущения», который виноват во всех неприятностях. И в своем выдуманном мире может наказать своего вымышленного героя, либо смоделировать ситуацию, при которой он сам чудесным образом избегает наказания. Тут очень важно понять и разграничить рамки фантазии и реальности. Иногда дети придумывают вымышленного персонажа, чтобы сбросить всю ответственность за ошибки и хулиганства на него.
  • Нехватка общения и впечатлений. Возникает при трудностях с общениемв реальной жизни или сильной занятости родителей, которые уделяют ребенку очень мало времени, заменяя полноценное живое общение айпадом или телевизором. В результате ребенок постоянно испытывает чувство одиночества, призывая на помощь воображаемых друзей. С ними всегда можно поговорить по душам и поделиться сокровенным: своими обидами или же своими детскими радостями.
  • Вытеснение скрытых негативных эмоций. Иногда ребенок проигрывает с вымышленным другом травмирующие его ситуации, которые происходят в реальной жизни. Фантазийный герой может его защищать и обещать расквитаться с обидчиками, что указывает на вытесненную агрессию, которую ребенку запрещено вымещать в жизни.  И если у ребенка нет близкого и принимающего его взрослого, который способен пожалеть и выслушать в таких ситуациях, то  воображаемый друг может сыграть роль за него, уводя ребенка за собой в выдуманный мир.

 

В норме, воображаемые друзья, появившиеся у ребенка в дошкольном возрасте, заменяются реальными людьми в его активно наполняющейся событиями жизни, и полностью исчезают по окончанию младшего школьного возраста – в период до 10-11 лет.   

Но бывает, что период фантазийного мира затянулся или в историях ребенка о его выдуманном друге появляются ссоры, жестокость или грубость.  Если ребенок уходит в игру, забыв про еду или сон, начал путать игру с реальностью или неохотно идет на контакт с окружающими, значит, есть повод для тревоги.

Ребенок убегает от родителей, либо сбегает из дома

В большинстве случаев при ситуации, когда ребенок убегает от родителей, либо из дома, проблемы решаются достаточно быстро. Самое важное – определить, где лежат причины, и подобрать наиболее подходящие и эффективные методы их решения. 

Ребенок вырывается из рук и убегает. Причины, что делать?

При весьма актуальных проблемах сегодняшних дней – гиперактивности и неусидчивости детей, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок вырывает свою руку и бежит туда, где ему интересно, не оглядываясь и не слушаясь взрослых. Почему он это делает?

В момент «кризиса 3-х лет» возникает всем знакомая фраза « Я сам!», и когда они не находят понимания и терпения у взрослых, начинается бунт. Ребенок может внезапно вырваться из рук взрослого и убежать, и при этом он чувствует себя «героем», ему весело, когда он играет в эту игру. Но в раннем дошкольном возрасте он еще не осознает, что это опасно. Поэтому, стоит с самого раннего возраста объяснять ребенку, что существуют опасные зоны, где понятия «нельзя» и «опасно» не будут иметь аналогов и возражений. Особенно, это касается транспортных зон в случае перехода через дорогу. Можно сделать это в игровой форме, например, просить ребенка помочь перевести Вас через дорогу, самому посмотреть за светофором, выучить значения цветов и озвучить их Вам. В этом случае, также весьма полезна игра «слепой и поводырь», когда родитель закрывает глаза и просит ребенка поводить его за руку, сначала по дому, потом во дворе или в парке, попросите его довести Вас до знакомого магазина или другого места. Таким образом, ребенок переживет те же чувства и сам возьмет на себя ответственность за Вас, но это будет легко и весело, потому что проходит в игре.

Вторая причина – ребенку может быть попросту скучно идти знакомыми маршрутами. В таком случае, старайтесь изменить Ваш путь, и каждый раз выбирать какие-то новые дорожки. Во время ходьбы можно сочинять песни, истории и сказки, вспоминать то, что Вы недавно учили, находить глазами на улице загаданные цвета. И тогда ему будет интересно идти рядом с родителем, а не бежать вперед.

Когда же, во время обычной прогулки в безопасном месте, Вы все время стремитесь держать ребенка за руку, он не ощущает реальности, происходящей вокруг него, в полной мере, не может оценить своих возможностей, не может понять, что для него опасно, а что нет, что интересно, а что нет. Это создает ненужную зависимость от родителя в плане узнавания внешнего мира ребенком, препятствует его независимой игре, отвлекает  от  работы над развитием познавательных процессов собственным путем.

Дети же, которые свободно передвигаются (конечно же, под присмотром родителей), получают возможность развиваться по своему собственному пути, познают мир и себя, и это знание помогает им в дальнейшем избежать опасности. Доверяя ребенку, родители повышают уверенность ребенка в себе, которая ему очень пригодится во взрослой жизни.

Уход ребенка из дома

К сожалению, порой уход из дома, как проявление психологических или социальных проблем, присущ как подросткам, так и детям, еще не достигшим подросткового возраста. На детскую психику и поведение влияет множество психологических и социальных факторов, и число детей, уже ушедших из дома либо психологически готовых на это, весьма велико.

Первостепенной причиной ухода ребенка из дома может являться внутренний либо внешний дискомфорт, который может быть, как реакцией на восприятие окружающего мира или события в семье, так и следствием каких-либо действий и переживаний самого ребенка.

Например, ребенок, совершивший проступок и знающий о предстоящей негативной реакции родителей, уходит из дома в попытке избежать ответственности или в страхе перед родительским гневом.

Либо ребенок, не умеющий или не способный справиться с каким-либо сильным чувством – которыми могут быть: гнев, обида, унижение, боль – и не видящий в родителях людей, способных помочь ему, убегает из дома под воздействием внутреннего психологического давления и ощущения собственного бессилия в борьбе с эмоцией.

Побег ребенка из дома может быть связан с его внутренним протестом против установленных в семье правил и традиций, которые он – вследствие особенностей своего характера – не приемлет. Но, будучи не в силах объяснить причины своего неприятия, ребенок выбирает уход из дома, как самое наглядное выражение такого протеста. Понятно, что из обстановки, выглядящей в глазах ребенка безопасной и комфортной, сбежать захочет далеко не каждый. Ребенок, находясь рядом с любящими и понимающими родителями, подсознательно воспринимает свой дом и семью именно как безопасную и комфортную обстановку. Однако, даже окруженный вниманием и заботой, ребенок – особенно маленький – не может полностью контролировать окружающую обстановку и не имеет возможности менять ее «под себя». Его потребности в изменениях не всегда видны взрослым и очень часто входят в противоречие с мнением родителей, которые «лучше знают, что и как», и, будучи взрослыми, в гораздо большей степени обладают возможностью подобных изменений.

Весьма распространенной причиной уходов ребенка из дома является недостаток внимания и эмпатии со стороны родителей. Испытывающий недостаток внимания ребенок ищет пути для его привлечения. Например, ребенок, совершивший нечто – по его мнению – достойное внимания (нарисовавший родителям рисунок, сделавший доброе дело и пр.) ожидает похвалы, проявление родительского мнения о своей исключительности, подтверждения любви. Столкнувшись с равнодушием, либо с родительским мнением о незначительности своего поступка, ребенок интуитивно ощущает собственную никчемность и малозначимость в глазах родителей. У него появляется потребность в доказательстве своей важности для них. «А если бы вы меня потеряли, вы бы сильно огорчились?» – спрашивает Малыш маму в мультфильме «Малыш и Карлсон». Эта фраза является подходящим вариантом решения проблемы ребенка, обделенного родительским вниманием. Руководить ребенком в данной ситуации может, как желание проверить свою «ценность» и значимость для родителей («Что вот они будут делать?»), так и подсознательное проявление чувства мести (пусть родители переживают, ищут «Будут знать!»).

Одной из разновидностей ухода из дома, как реакции на недостаточное внимание, может быть попытка ребенка доказать свою «взрослость». Как ребенок ни пытается объяснить или дать понять маме, что он «уже большой», у матери почти всегда будет противоположное мнение на этот счет. Материнский инстинкт, требующей от матери максимально оберегать свое дитя, зачастую вынуждает ее идти против мнения ребенка о его самостоятельности. Столкнувшись с оценкой самостоятельности, не совпадающей со своей собственной, ребенок приобретает сильное влечение доказать, на что он способен. Заслужить уважение и восприятие себя, как «большого».

Попытка ребенка уйти из дома – это тревожный звонок для родителей. Это знак сильного внутреннего дискомфорта ребенка, который может быть связан с серьезными психологическими проблемами. Родители, уверенные, что дают своему чаду все, что необходимо для комфортной жизни, могут теряться в догадках о причинах такого поведения ребенка. Здесь нужен взгляд со стороны и может помочь психотерапевт, который соберет максимально объективную информацию о проблеме ребенка и подберет необходимые методы для коррекции и помощи. Психотерапевт  работает и с ребенком и с родителями, потому что решение психологических проблем, результатом которых может стать уход ребенка из дома, может быть осуществлено только в рамках совместных действий членов семьи.

В случае присутствия медицинских проблем, в т.ч. серьезного психического расстройства, психолог посоветует обратиться к детскому неврологу, либо детскому психиатру, которые назначат корректное лечение, подходящее именно Вашему ребенку. При возникновении спорной ситуации, советуем пройти консилиум из  врачей, которые найдут истинную причину проблемы и дадут рекомендации сразу от нескольких специалистов за одно посещение.

Ребенок не слушается: Поведенческая особенность или болезнь?

Чаще всего детское непослушание имеет психологические и поведенческие корни и легко корректируется после проведения семейной консультации, на которой будут присутствовать значимые члены семьи. Возможны и медицинские причины непослушания, например, избыточная нервная возбудимость при повышенном внутричерепном давлении. В этом случае мы предложим Вам помощь детского невролога или психиатра.

Детское упрямство имеет несколько физиологических кульминационных моментов, которые совпадают с возрастными кризисами.

  • Первый кризис происходит в год-полтора. В этот период ребенок плачет, что называется, «до посинения», переворачивает тарелку с кашей, выбрасывает игрушки и т.п.
  • Следующий, самый известный – так называемый «кризис трех лет», когда ребенок впадает в сильный негативизм и проявляет излишнюю строптивость и упрямство. Ребенок может ежедневно устраивать бунт против сложившихся устоев и правил в семье.
  • В дальнейшем, в 6-7 лет, кризис может повториться, снова создав родителям немало проблем. Это новый виток сопротивления ребенка против всего и попытка занять свое место в жизни наравне со взрослыми людьми. Ребенок не хочет просто подражать, играя во взрослого, а пытается им стать через самоидентификацию и  пробу новых ролей в социуме.
  • Последний, не менее яркий кризис взросления, проходящий в 11-12 лет – «подростковый кризис». Когда ребенок уже полностью осознает, кто он и что из себя представляет. Начинает сравнивать себя с другими, стремительно расти как физически, так и интеллектуально. Этот кризис отличается от предыдущих периодов по своей продолжительности, потому как длится несколько лет. Примерно до 16-18. Основной лейтмотив этого важного периода – самоутверждение и выбор своего жизненного пути.

 

Распространенные психологические причины детского упрямства и непослушания:

  • Борьба за внимание и/или выживаниепри нарушении основных условий для развития, с которыми ребенок приходит в мир: «Я есть!», «Я – хороший», «Я любим», «Я нужен, обо мне заботятся». Часто оказывается следствием частого отсутствия матери дома или нарушением эмоциональной связи между мамой и ребенком.
  • Самоутверждение (кризис 3-х лет).Ребенку хочется быть уверенным, что он не хуже других, что он что-то значит, как сам по себе, как личность, так и для своих родителей и окружающих его людей. И при недостатке этой уверенности он пытается добиться признания и уважения при помощи таких несложных манипуляций, как упрямство и невыполнение того, что от него просят, обращения на себя внимания через хулиганство и т.д.
  • Желание отомстить. Часто эта эту проблему запускают болезненные для ребенка жизненные ситуации, как развод родителей, ревность к другому ребенку, ссоры между родителями, частые или длительные периоды проживания у бабушек-дедушек, долгое пребывание в детских лагерях, резкие замечания. Длительный психологический дискомфорт может вызвать ответную реакцию ребенка «вы сделали мне плохо – и я сделаю вам плохо».
  • Различия в воспитании родителей с воспитанием бабушек и дедушек.При такой постоянной двойственности и противоречии, ребенок не может понять что правильно, а что нет. И, выбирая одну сторону, начинает сопротивляться другой.

 

Не всегда в ситуации, когда ребенок не слушается, фигурируют лишь поведенческие и психологические причины. Этому также могут способствовать заболевания нервной системы или неблагоприятная атмосфера в семье.

Стереотипии у ребенка: психологическая проблема или заболевание?

При появлении признаков постоянной стереотипии у ребенка старше 4-х лет, советуем Вам обратиться к детскому неврологу или к психиатру. Медицинская и психологическая помощь эффективна  и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы.

Виды стереотипий. Симптомы и причины

Физиологические стереотипии – абсолютно нормальное явление на первом году жизни ребенка. Они могут выражаться в сосании пальцев, раскачивании туловища, кручении головы. Все эти движения служат ребенку для самоуспокоения или расслабления, снятия напряженности и тревожности. Их главное отличие от патологических – постоянная вариативность движений.

Примерно к 5—7 годам эти явления у многих детей бесследно проходят, и лишь у малой части здоровых детей навязчивые и ставшие привычными для ребенка движения остаются.

У детей старшего возраста это могут быть некие ритуальные действия, такие как: подергивание ногой или рукой, облизывание или обкусывание губ или ногтей, постукивание пальцами, скрещивание ног, почесывание за ухом и т.д. Такие действия могут возникнуть во время эмоционального стресса или сильного волнения. Их монотонная повторяемость и привычность отвлекают от раздражающих внешних факторов и снимают напряжение и тревогу. Некоторые движения ребенок берет с собой во взрослую жизнь, и они периодически напоминают о себе во время сильных стрессов.

Патологические стереотипии  – имеют четкое, ритмичное, однообразное повторение одного и того же движения (либо речевое) в течение довольно продолжительного времени. Такие стереотипии часто возникают при нарушениях в работе головного мозга, а также при психических и неврологических расстройствах. Причинами  могут быть различные заболевания:

 

Независимо от заболевания, стереотипии у каждого ребенка, обычно, включают в себя одно, максимум несколько повторяющихся движений. Они могут усиливаться при стрессах, либо регрессировать при спокойной обстановке с течением времени. Но не имеют тенденции меняться с возрастом.

Также, имеет место быть речевое повторение – эхолалия. Один из видов однообразного речевого поведения, когда ребенок повторяет как эхо звуки или целые слова, взятые из других источников (например, из песни или предыдущего разговора). Чаще всего это явление свойственно аутичным детям.

Стереотипии следует отличать от нервных тиков и компульсивного поведения.

Различия между нервными тиками, навязчивыми состояниями и патологической стереотипией

Навязчивые движения ребенка могут быть как нервными  тиками, так и обсессивно-компульсивным (навязчивым) поведением или самостимуляцией.

Все нервные тики имеют неврологическое происхождение. Они совершаются непроизвольно, могут быть совершенно разными, резкими, без четкого ритмического рисунка. Чаще всего тики бывают лицевыми и выглядят, как частое моргание глазами, подергивания носа, шеи, чуть реже распространяются на туловище, плечевой пояс, верхние и нижние конечности. Иногда бывают голосовыми. Совершаются неконтролируемо и не доставляют удовольствия и успокоения ребенку.

Навязчивое поведение (обсессивно-компульсивное расстройство) вызывается тревожностью, часто в результате навязчивых мыслей. Сначала ребенок испытывает дискомфорт или стресс, на фоне этого возникают навязчивые мысли, которые продуцируют навязчивые движения. Например, навязчивые стереотипы поведения, такие как повышенная брезгливость и частое мытье рук, открывание и закрывание дверей и т.д.

Самостимуляция –  более контролируемое и произвольное проявление каких-либо движений, направленных на успокоение и приведение в порядок нервную систему, например, ребенок качается из стороны в сторону. Эти стереотипии, как и в первом, физиологическом случае, носят расслабляющий характер и защищают от перевозбуждения нервную систему ребенка. Отличие в том, что ребенок делает их преднамеренно, может регулировать и управлять ими.

Самостимуляции очень часто используют аутисты для самоуспокоения и отвлечения от внешнего мира, переизбытка от него. Помимо расслабляющего эффекта, они доставляют удовольствие, и родители таких детей разрешают им использовать самостимуляцию в качестве  поощрения, как положительное подкрепление в обучении или в корректном поведении ребенка.

Еще одно отличие неврологических тиков от патологических стереотипий – вычурность поз и движений, они могут быть необычными и выглядеть странно для окружающих. 

Если Вы заметили у своего ребенка постоянные навязчивые движения, то в первую очередь рекомендуем Вам обратиться за консультацией к детскому неврологу, либо детскому психиатру. Только врачи смогут поставить точный диагноз и назначить лечение или коррекцию, которая подойдет ребенку и будет максимально  эффективной. Чем раньше она начнется, тем быстрее будет виден положительный результат.