Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

По возникающим в ходе лечения вопросам вы всегда можете позвонить в клинику в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00, либо написать нам по электронной почте. Также Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если живете в другом городе.

 

Ребенок выводит из себя и доводит до бешенства окружающих: психологическая особенность поведения или заболевание нервной системы?

В большинстве случаев подобное провокационное и раздражающее и вызывающее поведение ребенка имеет вполне определенный круг причин (психологические, педагогические  или медицинские проблемы). Ребенок с такими отклонениями в поведении обычно сам испытывает серьезный психоэмоциональный дискомфорт, и страдает не меньше окружающих. Причины раздражающего или вызывающего поведения могут быть чётко определены, и часто в таких случаях мы проводим диагностический консилиум из невролога, детского психиатраи детского психолога. Коррекция поведения и восстановление нормального эмоционального состояния ребенка в большинстве случаев возможна и не представляет особых трудностей, если найдены корни проблемы. Например, речь может идти о повышенном внутричерепном давлении, сиблинговом соперничестве с братом/сестрой, повышенном уровне тревоги и т.д

Симптомы и причины. Бывает, что ребенок становится невыносимым, выводит из себя и доводит до белого каления. И тут нужно разобраться: когда ребенок доводит вас и осознанно и целенаправленно, провоцируя и раздражая своими поступками или словами, а когда он делает это непреднамеренно или из-за невыносимого собственного дискомфорта.

Целенаправленное раздражающее поведение. Подобное поведение может быть связано с психологическим аспектом: ребенку выгодно такое поведение ради чего-то, особенно если ранее цель была удачно достигнута тем же путем.

Раздражающее поведение из-за высокого внутреннего напряжения ребенка. В этом случае обычно участвуют неврологические или психиатрические аспекты. Они могут заключаться в том, что ребенок испытывает мощнейший внутренний дискомфорт, связанный с заболеванием нервной системы и Возбуждение и дискомфорт, которые ребенок не может разрядить, так как этот дискомфорт возникает не в ответ на внешний раздражитель, а сам по себе, изнутри. Поскольку данное возбуждение и агрессия не имеют видимых причин, ребенок не находит способа найти и потушить очаги этих эмоциональных всплесков. И разрядка ребенка при таком напряжении происходит через подобное раздражающее поведение. Также, раздражающее поведение ребенка – один из обычных симптомов страха одиночества и нехватки внимания окружающих. Если повышенное нервное возбуждение наблюдается с рождения, ребенок, поскольку он с этим возбуждением вырос, считает его нормой. И, ребенок, не осознавая проблемы, начинает выплескивать накопившееся возбуждение, как может.

К кому обращаться? Как правило, такому ребенку самому очень плохо и дискомфортно. Это «плохо» будет выражаться не только в том, что он будет доводить до бешенства окружающих, но и в психологических тестах ребенка, рисунках, понятиях об окружающих его вещах, людях и т.д. На консультации у детского психолога и при психологическом тестировании все это выявляется довольно просто. Но может оказаться также, что нервное возбуждение является следствием заболевания центральной нервной системы или перенесенной родовой гипоксии, будут наблюдаться нарушенные рефлексы, нарушение чувствительности и нервно-рефлекторной возбудимости. В таком случае, мы предложим Вам помощь детского невролога или психоневролога. При необходимости, врач предложит сделать энцефаллограмму или исследование глазного дна для выявления повышенного внутричерепного давления как возможной причины возникновения такого беспокойного поведения ребенка.

Повышенный аппетит и постоянная жажда у ребенка

В большинстве случаев при повышении аппетита и жажды у ребенка ситуация поправима, но требует точной диагностики причины происходящего. Повышенные аппетит и жажда у ребенка могут быть связаны с нарушенным обменом веществ, психическим или нервным расстройством, психологическими и поведенческими трудностями. Медицинская и психологическая помощь в этом случае весьма эффективна  ирезультативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Повышенный аппетит имеет причины различного характера:

  • Психологические
  • Медицинские

Обычно родители радуются, когда ребенок хорошо ест, и повышенный детский аппетит зачастую не является проблемой, а становится ею, только когда сын или дочка набирают избыточный вес.

Психологические причины. Процесс еды может тормозить стрессорные реакции в нервной системе человека. Если ребенку неспокойно, если ребенку недостает положительных эмоций, любви и ласки со стороны родителей, в первую очередь, со стороны мамы, то он может компенсировать эту потребность через еду, «заедая» таким образом, дефицит любви, который он не в состоянии решить сам по-другому. Если уровень тревоги повышенной постоянно – такой ребенок постоянно голодный, даже при избыточном весе. Такие дети могут чувствовать себя одиноко и обычно являются очень тревожными.  Эмоциональный голод ребенка может возникать не только в семье, но и в обществе – в школе, в детском саду – при непринятии ребенка другими детьми и педагогами. Эти переживания также могут привести к депрессии и тоске, и еда может служить для ребенка самым простым и доступным источником получения спокойствия и положительных эмоций.

Распространенные органические причины повышенной жажды и повышенного аппетита у детей:

  • Гипотиреоз –  снижение активности щитовидной железы. При гипотиреозе ребенок испытывает повышенный аппетит и повышенную жажду. При этом, скорее всего, его масса тела не будет повышенной или повысится незначительно.
  • Нейроэндокринные нарушения, т.е. дисбаланс в работе отделов мозга, управляющих обменом веществ (гипофиз, гипоталамус). В этом случае речь идет обычно именно о повышенной массе тела с постоянным желанием есть и пить. В этом случае повышение аппетита и жажды у ребенка может быть спровоцировано чрезмерной продукцией количества гормона пролактина. Одна из возможных причин – повышенное внутричерепное давление.
  • Инсулинорезистентность, т.е. ситуация, когда гормон инсулин не может поместить глюкозу в клетки. В этом нарастают аппетит и жажда, но ткани все равно недополучают глюкозу. Резистентность к инсулину у ребенка – это риск развития сахарного диабета в будущем, но диабет в большинстве случаев реально предотвратить.
  • Токсические, воспалительные поражения мозга, опухоли мозга, последствия перенесенного энцефалита, родовой гипоксии и родовой травмы, генетическое заболевание с нарушением развития мозга. Нередко при поражении центральной нервной системы повышение аппетита расценивают как булимию.
  • И самое неприятное медицинское проявление, которое может приводить к повышенному аппетиту и постоянной жажде у ребенка – это сахарный диабет первого типа, когда иммунная система разрушает клетки, вырабатывающие инсулин. Это наследственное заболевание, проявляющееся обычно в детском возрасте. Повышенная жажда и аппетит у ребенка – одни из признаков диабета. Но в первую очередь нужно обратить внимание на еще один признак – присутствие полиурии (выделения большого количества мочи), часто с «симптомом накрахмаленных пелёнок» из-за содержания сахара в моче.
  • Несахарный диабет – причина повышенной жажды у ребенка. Данное нарушение возникает при недостатке вазопрессина –  гормона гипоталамуса, который является физиологическим регулятором выведения воды из почек. В этом случае происходит чрезмерная потеря воды с мочой, – что и приводит к повышению жажды.
  • Также возможными причинами могут быть: сердечная недостаточность, болезни почек и вирусные заболевания.

 

С чего начать? В первую очередь стоит получить консультацию у детского невролога, который осмотрит ребенка, назначит все необходимые исследования и поставит диагноз с рекомендациями по дальнейшему лечению, при необходимости привлечет других специалистов. К моменту осмотра советуем подготовить результаты последних анализов крови и мочи, в т.ч. на содержание глюкозы. Если медицинские проблемы исключены, и речь идет о повышенном аппетите или жажде на фоне психологического дискомфорта – советуем обратиться к детскому психологу. Психолог проведет диагностику ребенка по его текущему психологическому статусу, пообщается с родителями и выяснит состояние эмоционального фона в семье, чтобы понять, в чем причина внутреннего конфликта ребенка, приводящего к таким последствиям.  У детей психологическая коррекция пищевого поведения проходит в целом быстрее и проще, чем у взрослых.

В сложных и неоднозначных случаях мы предложим Вам консилиум, состоящий из психолога, невролога и психоневролога, в котором работать все 3 специалиста. При необходимости, в клинике можно провести все необходимые исследования, которые помогут нам в диагностике.

Избирательное питание

Проблема с избирательным питанием у ребенка может иметь множество причин, и важно определить, откуда она произрастает: из психологической области или из медицинской. Здесь важно точно определить источник возникновения этого симптома.

Осторожное отношение ребенка к еде – это нормально. Речь идет о ситуации, когда ребенок отказывается от еды, которую видит впервые и никогда не пробовал, говоря при этом, что он ее не любит. Это инстинктивное поведение, древний природный защитный механизм, направленный на предотвращение поедания опасного, несъедобного. Он может срабатывать слишком активно, если повышено общее ощущение опасности у ребенка. Любой аспект эмоционального состояния отражается на еде так же, как он отражается, например, на общей активности или сне.

Избирательный рацион ребенка – в неврологическом понимании  – как правило, соотносится с повышенным нервным напряжением, ощущением стресса, тревоги. Проявляется либо в ответ на некую психологическую проблему, либо из-за нарушения работы мозга. Это может быть и хроническое общее заболевание, дополненное инфекцией (родовые травмыповышенное внутричерепное давлениеэпилепсияаденоидыминдалины и пр.). Снижению аппетита у ребенка способствуют хронические болевые синдромы (например, у ребенка долго болят уши), увеличивающие уровень нервного истощения ребенка и чувство тревоги; последствия операций, травмы, госпитализация.

Порой ребенок плохо ест из-за слабой жевательной мускулатуры, в результате нарушения работы стволовых отделов мозга после перенесенной внутриутробной или родовой патологии. Как правило, это выражается и другими видимыми неврологическими расстройствами, что легко выявляется при неврологическом осмотре.

Бывает, ребенок не ест что-либо, так как имеет аллергическую реакцию на продукты либо соматические проблемы после еды, например, расстройство желудка или изжогу. В таком случае он будет инстинктивно избегать «неправильной» еды, которая доставляет ему дискомфорт.

Довольно часто чрезмерная избирательность в еде встречается при аутистических расстройствах. Несмотря на существование нескольких различных вариантов поведения в случае отказа от еды и возникновения истерик во время принятия пищи, довольно частым симптомом у аутистичных детей являются некоторые особенности в «пищевом поведении». Например, ребенок в целом мало ест, либо ест только макароны с сыром и отказывается от всего остального. Отвергает молочные продукты, либо не ест фрукты и овощи. Выбирает продукты по таким свойствам, как форма или цвет, отвергая еду определенного цвета (часто красного) или формы (часто круглой). Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт при изменении его привычных свойств, таких, как цвет или форма. А также в неприятном впечатлении (от вкуса, запаха, упаковки и т.п.), уже связанном со знакомой едой, вызывавшей ранее негативные реакции.

Вполне вероятно, что у ребенка могут болеть суставы и мышцы челюсти, и он может жаловаться, что ему больно жевать. Это ощущения  сопровождают, как правило, воспалительные заболевания носоглотки и ротоглотки: тонзиллит, фарингит, гайморит. При длительных воспалительных процессах в глотке возникает и воспаление мест крепления лицевых мышц, мышц шеи и головы к костям. При этом ребенку действительно больно жевать. Плюс ко всему ему будет тяжело глотать из-за увеличенных миндалин. Это реально существующая проблема. По этой причине ребенок вполне может отказываться от твердой пищи.

Большие, увеличенные миндалины могут вызывать рвотный рефлекс и мешать нормальному питанию, вызывать ощущение тошноты, могут провоцировать рвоту после еды и даже до принятия пищи. Например, ребенка с увеличенными миндалинами может вырвать желудочным соком сразу после пробуждения. Увеличенные миндалины способны очень сильно снижать аппетит за счет раздражения рвотного рефлекса. Так же ведут себя и аденоиды, хотя и в несколько меньшей степени. Таким образом, увеличение этих лимфоидных органов слизистой оболочки рта может давать существенное снижение аппетита.

Есть еще аспект крайне малого потребления воды детьми. Если это происходит с ребенком, рекомендовано проверить работу его пищеварительной системы, кишечника. А также проверить общий уровень нервного фона, так как нарушение функции проглатывания или питья может быть связано с рядом чисто неврологических и психических проблем.

Отказ от пищи – общий термин, который охватывает широкий спектр нарушений питания у детей, в том числе и затрудняющих их развитие. Дети могут отказываться от пищи, но при этом пьют достаточно много для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Они отказываются от  множествапродуктов, но поддерживают массу своего тела, употребляя большее количество продуктов предпочитаемых. В то время как у других детей, отказывающихся от пищи, напротив, очень маленькая масса тела, и они отстают от своих сверстников в физическом развитии.

Поэтому, прежде чем приступить к лечению, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, которое демонстрирует ребенок, учитывая при этом как этиологию нарушения, так и имеющиеся симптомы.

С чего начать? Обязательна консультация невролога, либо психоневролога, при необходимости делается энцефаллограмма, производится проверка сосудов головного мозга, уровень внутричерепного давления. Результаты обследования дают необходимую информацию для лечения. Например, после нормализации кровообращения в мозге, нормализовалось внутричерепное давление, проведено лечение миндалин – ребенок начал нормально питаться. Также, будет уместна консультация детского психолога на предмет поведенческих и психологических проблем, требующих коррекции.

Детская мастурбация и детский онанизм: психологическая или медицинская проблема?

Проблема мастурбации у ребенка может иметь одну или несколько причин, и важно выяснить, какого они порядка: психологические или же медицинские? Если четко и корректно определить источник возникновения симптомов, то почти всегда эта проблема решается довольно быстро и эффективно.

Виды мастурбации у детей:

Младенческая мастурбация – встречается на первом году жизни. Носит бессознательный характер и чаще встречается у девочек, нежели у мальчиков. Представляет собой вытягивание и скрещивание ножек, сильное мышечное напряжение с последующим расслаблением.

Симптоматическая мастурбация у детей — в ответ на зуд или боль в паховой области, вызванные различными причинами, такими как: гельминтозы, дерматозы, инфекционно-соматические заболевания,  а также при несоблюдении необходимой гигиены тела.

Фрустрационная детская мастурбация — в ситуациях эмоциональной депривации (выражающейся у ребенка в ощущении себя беспомощным и отверженным) и дискомфорта, связанного с патологическими отношениями в семье.

Невротическая мастурбация у ребенка — может быть связана с неврозами различной степени. Также в случаях органической патологии головного мозга (повышение внутричерепного давления, последствия родовой/внутриутробной гипоксии или травмы). Навязчивая мастурбация возможна как следствие поражения высших психических функций и недостаточного торможения первичного возбуждения.

Привитая мастурбация — когда ребенок подражает кому-то из детей в детском саду и впоследствии использует эту привычку, находясь дома.

Псевдомастурбация — если это не носит постоянный и патологический характер, то такая  мастурбация у детей —  совершенно нормальное явление в процессе познавания ребенком мира и своего тела.

Также можно обозначить следующие виды мастурбации по степени ее интенсивности:

  • Эпизодическая (возникающая редко, чаще всего под влиянием каких-то тревожащих ситуаций и стрессов)
  • Регулярная (постоянная, навязчивая, вне зависимости от внешних обстоятельств)
  • Эксцессивная (примерно по несколько раз в сутки)

 

Симптомы и причины

Мальчики часто трутся своими гениталиями о подушки, помещают между ног одеяло, могут «пружинить» на половом органе, лежа на животе, играть и теребить свои гениталии.

Девочки сводят и разводят бедра, трутся о шерсть или мех, используют струю воды из душа. Могут также тереть гениталии рукой, натягивать и стягивать трусы или брюки.

Ребенок трогает свои гениталии и может мастурбировать уже с первых месяцев жизни, независимо от пола. Так ребенок может «гасить» повышенную нервную возбудимость, обусловленную различными причинами.

Мастурбация может иметь в основе медицинские проблемы:  повышенное внутричерепное давлениегипоксия и родовые травмы в прошлом или эпилепсию. Словом – любая неврологическая патология, связанная с повышенной возбудимостью и тревожностью. Потому что ребенок неосознанно находит гениталии и использует мастурбацию, как инструмент разрядки нервного возбуждения. Ребенку после мастурбации на время выходит из состояния психологического дискомфорта, и какое-то количество раз в день повторяет мастурбацию, вводя таким образом её в привычку.

Также детская мастурбация может быть вызвана психологическими проблемами, такими как: разлука с мамой в грудном и раннем возрасте, очень напряженная психологическая обстановка в семье (даже на первом году жизни), дефицит тактильного и эмоционального контакта с мамой, слишком строгий стиль воспитания и суровые наказания, эмоциональная или физическая перегрузка, либо некая органическая предпосылка.

Преждевременное половое развитие (ППР) часто сопровождается ранней допубертатной мастурбацией. Зачастую, в этом случае диагностируется врожденное или приобретенное в раннем возрасте поражение глубоких структур головного мозга, либо психическая патология, которая требует лечения или коррекции.

К кому обращаться с онанизмом у ребенка: к психологу или к врачу? Сначала необходимо определить, каковы причины этой «вредной» привычки? Если это поведенческие факторы и симптомы проявляются лишь эпизодически, причиняя беспокойство родителям, то здесь может помочь детский психолог, либо психоневролог. Своевременная коррекция при помощи психотерапии или создания поведенческих правил и правильного реагирования, а также смена психологической обстановки в семье на наиболее гармоничную для ребенка, принесут положительные результаты довольно быстро. В случае присутствия медицинского фактора, рекомендуется обратиться к детскому неврологу, либо детскому психиатру, которые назначат корректное и эффективное лечение, подходящее именно Вашему ребенку. В случае спорной ситуации, советуем пройти консилиум из трех врачей, которые за одно посещение найдут истинную причину проблемы и дадут рекомендации сразу от нескольких специалистов.

Агрессивный ребенок

Чаще всего, повышенная агрессивность у ребенка имеет вполне определенные причины. В первую очередь, важно четко выявить, к какой области они относятся, и какая помощь принесет наиболее эффективный результат: медицинская, либо психологическая. 

Принято считать, что агрессия заложена в человека самой природой, как один из аспектов выживания. С момента рождения и до самой старости людям свойственна реактивная агрессия – при угрозе или опасности для жизни, свободе или своему имуществу. При зависти, ревности или мести – чувствах, которые присущи любому человеку, независимо от пола и возраста. Этот вид агрессии существует и поныне. Все мы в той или иной степени боремся за жизнь в любой период ее период.

Выяснить, кто сильнее, быстрее, ловчее, пытаются и мальчики и девочки, как только начинают общаться со сверстниками. Испокон веков между мужчинами существовали различные состязания или поединки. В первом случае помогала так называемая игровая агрессия. Она не носит деструктивный характер и использовалась для демонстрации умения и ловкости, без ненависти и разрушения. Именно этот тип агрессии постоянно демонстрируют дети, начиная с детсадовского возраста. Причем, независимо от пола.

Нельзя не согласиться с тем, что игровая агрессия ребенка явление столь же нормальное, сколь распространенное. Готовность к соперничеству и упорство в повседневной борьбе – качества не самые плохие, особенно для мальчика.

Все же остальные виды агрессии суть явление негативное, и, зачастую, в зависимости от характера ребенка, могут принимать расширенные, и даже гипертрофированные формы.

Виды детской агрессии:

  • Прямая агрессия. Когда она направлена на кого-то конкретного, кто причиняет беспокойства и провоцирует на проявление негативных чувств.
  • Косвенная агрессия. Чаще всего бывает направлена на доступные и безопасные для выплескивания негативных эмоций объекты. Например, на детей младше по возрасту или слабее физически, либо мягкохарактерных родственников, бабушек, которые жалеют внуков.
  • Физическая агрессия – когда ребенок дерется или ребенок кусается.
  • Вербальная агрессия – обзывается, угрожает и кричит.
  • Аутоагрессия – одна из наиболее тяжелых форм проявления агрессии у детей. Может сопровождаться словесным самоуничижением, расцарапыванием кожи, нанесением себе телесных увечий.

Причины повышенной агрессивности у детей

Повышенная агрессивность, как и многие другие распространенные детские проблемы, может исходить из  психологической сферы, например, взаимоотношений в семье, а также из медицинских аспектов.

Что касается психологических аспектов, агрессия возникает тогда, когда ребенок имеет повышенное чувство опасности, приводящее к агрессивности со стороны ребенка как средства защиты и отражения его окружающего мира. В его собственной семье или в социальной окружающей среде: в детском саду или в школе. Агрессивное поведение детей может спровоцировать недостаток родительской любви, нежелание родителей уделять им время и вникать в их проблемы, неуважение к личности ребенка, отсутствие поддержки. Либо применение жесткого авторитарного воспитания вместе с неблагоприятной эмоциональной атмосферой в семье или гиперопекой. В этих случаях, повышенная агрессивность является по своей сути криком о помощи, страхом и недоверием к миру. И используется в качестве своей личностной защиты.

Если же рассматривается медицинский аспект, то повышенная агрессивность довольно часто бывает свойственна детям с повышенным внутричерепным давлением. Повышенное внутричерепное давление у ребенка может быть следствием перенесенной родовой травмы или гипоксией, либо каким-то приобретенным состоянием (например, асфиксией).

Также повышенная агрессивность может быть следствием более серьезных медицинских проблем, вплоть до аутистических расстройств, детских психических расстройств, включая шизофрению. Но это, к счастью, бывает довольно-таки редко.

Прежде чем принимать какие-то меры в отношении агрессии, предварительно необходимо понять причину проблемы. Для этого ребенок приглашается к психологуневрологупсихиатру, зачастую на консилиум – если речь идет о серьезных случаях агрессивного поведения – для того, чтобы специалисты могли обозначить границы психологических и медицинских проблем, и предложить меры, которые принесут положительный результат.

Ребенок приносит домой чужие вещи. Детское воровство. Клептомания

При своевременном обращении родительского внимания на проблему и обнаружении причин ее возникновения, ситуация с детским воровством вполне поправима. Если причина сугубо психологическая, то спустя две-три недели от начала работы с психологом мы можем увидеть положительную динамику и избавление от такой «вредной» привычки. В случае же проявления генетического и психиатрического компонента, медицинская помощь так же будет весьма эффективна и результативна.

Примерно к четырем годам ребенок уже должен понимать разницу понятий «своё» и «чужое». И если после достижения этого возраста ребенок приносит домой чужие вещи и продолжает брать без спроса чужие игрушки, это уже тревожный сигнал для родителей. И если сейчас не исправить свои упущения, ситуация может зайти слишком далеко и привычка брать чужое перерастет в тягу к воровству.

Каковы могут быть причины возникновения детского воровства?

Пример для подражания. Если в присутствии ребенка сами родители позволяют себе проехать, не заплатив за проезд, присвоить понравившуюся вещь в гостях или в отеле, взять в магазине приглянувшийся товар и не расплатиться за него, то ни страх наказания, ни убеждения не помогут отучить ребенка от воровства.

Однако и в благополучных семьях нередко появляются проблемы детского воровства. Причина кроется в том, что детям дошкольного возраста необходимо постоянно самоутверждаться, и для этого им нужно расширять круг своих друзей. Зачастую вся забота о ребенке заключается лишь  в том, чтобы баловать его: одевать в красивую и дорогую одежду, покупать ему самые дорогие игрушки. Если  родители заняты добыванием денег и заменяют подарками необходимые ребенку любовь и внимание, то он испытывает чувство одиночества и ненужности. Начиная с подросткового возраста, дети в таких семьях начинают потихоньку воровать вещи и деньги, раздавая их своим сверстникам, чтобы таким образом «купить» новых себе друзей.

В противоположном случае, при недостатке материального дохода у родителей, дети могут недополучать того, что им необходимо. И соблазн взять нужную вещь очень велик. Возможен даже вариант совершения краж ребенком в своем собственном доме. Это распространено в семьях с чрезмерно строгими родителями, в семьях, где у ребенка мало своих вещей, либо их значимость обесценивается взрослыми. Тогда возникает вероятность накопительства и складирования своих «сокровищ» и тщательное их оберегание.

Еще одна проблема подстерегает детей на улице. Это «плохая компания», где приветствуется воровство. В некоторых детских компаниях практикуется принуждение к воровству.

Не стоит забывать о клептомании. Считается, что это заболевание врожденное, обусловленное генетическим фактором. Возможна и клептомания на фоне более серьезных психический расстройств, даже детской шизофрении. Ребенок ворует практически неосознанно и зачастую не может объяснить причин, почему он это делает. Этому виной могут быть психическое расстройство у ребенка, которое может продиагностировать только детский психиатр.

С чего начать? В первую очередь, мы рекомендуем получить консультацию у детского психолога. Если возникнет необходимость, психолог посоветует обратиться также к неврологу или психоневрологу. Чтобы быстро разобраться в происходящем, советуем пройти консилиум всех трех специалистов. На консилиуме можно получить консультации и согласованный план действий от всех трех специалистов сразу.

Ребенок вырывает и ест волосы (Трихотилломания)

В случае проявления синдрома трихотилломании рекомендуем обратиться к неврологу или к детскому психоневрологу. Медицинская и психологическая помощь будет результативной, и чем быстрее будут найдены причины, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение по устранению этих симптомов.

Один из самых серьезных и глубоких неврозов у ребенка – когда он рвет на себе волосы. Чаще всего дети рвут волосы на голове, но в некоторых случаях возможно даже вырывание и поедание ресниц и бровей. Трихотилломания, в большинстве случаев, является разновидностью невроза навязчивых состояний.

Выдергивание волос происходит преимущественно на одном, удобном для выдирания волос, участке головы. Соседние участки головы этой процедуре не подвергаются, но после отрастания волосы выдергиваются снова. Иногда ребенок может выдернуть волосы со всей поверхности головы, что приводит к тотальному облысению.

Одной из версий психологических причин выдергивания волос является защитно-приспособительная реакция, похожая на феномен «хвоста ящерицы»: вырвать то, что мешает, чтобы вернуться к своему нормальному состоянию обновленным.

В раннем дошкольном возрасте вырывание волос возникает как непроизвольное действие. Первое взаимодействие с волосами – крутить и подергивать их, начинается у новорожденных детей, в момент кормления грудью или в момент засыпания на руках у матери, то есть в момент их психологического комфорта. Эмоциональное напряжение, тревога и страх, как первичные невротические реакции, могут побудить ребенка попытаться чаще производить эти действия, чтобы вернуть себе состояние доверия и расслабленности.

В школьном и подростковом возрасте приходит осознание привычки и попытки избавиться от  привычки вырывать (вырывать и поедать) волосы. Появляется тенденция к навязчивому состоянию. Создается целый  ритуал определенного накручивания волос на палец, с потягиванием, пережевыванием и даже проглатыванием луковицы оторванного волоска. Если ребенок ест вырванные волосы – это сигнал об ухудшении синдрома трихотилломании.

В ряде случаев трихотилломания является проявлением ауто-агрессивных действий среди обсессивно-компульсивных расстройств (навязчивых состояний). В этом случае она может сочетаться с заниженной самооценкой, чувством собственной неполноценности, чувством вины и самобичеванием, неприятием себя.

Также, вырывание волос может быть защитной реакцией на какое-либо раздражение в области головы, особенно, в сочетании с повышенной тревожностью.

Причинами и провоцирующими факторами трихотилломания могут являться:

  • навязчивые состояния
  • шизофрения
  • зуд, либо боль в области головы
  • повышенное внутричерепное давление
  • заболевания, связанные с поражением головного мозга (последствия родовой или внутриутробной гипоксии, родовой травмы, последствия сотрясения мозга, повышенное внутричерепное давление)
  • недостаток железа и меди в организме
  • глубокие психические травмы и неврозы
  • кисты и новообразования в головном мозге
  • аутизм, проявляющийся в виде стереотипий

 

Как отличить облысение при трихотилломании от облысения при истинной алопеции (выпадения волос)

Трихотилломания является видом алопеции (истинного эндокринного, аутоиммунного или нервно-трофического облысения), но вызывается не внутренними физиологическими причинами, а искусственным образом.

Существует основные признаки, по которым можно отличить трихотилломанию от алопеции:

  • При трихотилломании поверхность облысения неравномерна и расположена на одном участке.
  • При алопеции поверхность облысевших участков  очень ровная и гладкая, либо покрыта равномерно отрастающими волосами в ремиссии.
Отличить облысение при трихотилломании от облысения при алопеции можно с помощью дерматоскопии и трихоскопии. Это исследования кожи и волос с помощью оптического прибора с различными вариантами поляризующего света. В нашей клинике дерматоскопию и трихоскопию выполняют врачи дерматологи.