Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

В сложных и неоднозначных ситуациях мы рекомендуем консилиум, состоящий из психолога, невролога и психоневролога (детского психиатра). На консилиуме можно получить консультации всех специалистов сразу. Так гораздо быстрее и легче определить причину дислексии или дисграфии, и позволяет подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку.

Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00.  Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

 

Низкая самооценка у ребенка

Мы рекомендуем корректировать проблемы самооценки в детстве или подростковом возрасте, пока низкая самооценка не закрепилась и не “пустила корни” во все сферы жизни человека. В большинстве случаев проблема вполне решаема.

Как известно, любой человек нуждается во внешней оценке. Она может быть как позитивной – восхищение, гордость за успехи, любовь, уважение, так и негативной – упреки, презрение, обвинения в  неудачах, грубость, равнодушие. В основном, на оценке внешней и строится своя внутренняя оценка, как результат анализа нескольких мнений. В случае с маленьким человеком проблема пониженной самооценки, однажды возникнув и беспрепятственно продолжаясь, может существенно повлиять на психологическое развитие, наложив негативный отпечаток на личность как таковую. Устранение же психологических проблем, комплексов, фобий, индивидуальных негативных аспектов поведения – берущих начало в раннем возрасте – у взрослого является более трудным и продолжительным процессом, если они не были диагностированы и устранены в детстве.

ети с низкой самооценкой, как правило, робеют при общении и говорят тихим, неуверенным голосом. Низкая самооценка у ребенка формируется, как правило, под влиянием социального окружения. Семья, круг друзей во дворе, детском саду или в школе. Причем это формирование самооценки может произойти под влиянием всего лишь одного человека, если этот человек – единственный из всего круга общения – каким-то образом оказал доминирующее воздействие на формирование самооценки у ребенка. Например: в большой семье агрессивно доминирующая бабушка может создать низкую самооценку у ребенка, которого обожают и боготворят родители. Или неадекватный воспитатель в детском саду может существенно подорвать самооценку ребенка, любимого и всеми уважаемого в семье. Либо сосед, проходя мимо ребенка в неудачный для того психологический момент сказать что-то неприятное и таким образом повлиять на самооценку ребенка. Большинство детей не готовы или не имеют желания делиться своими переживаниями с кем либо. Ребенок остается один на один с проблемами, с переоценкой своих мыслей и поступков, и в данном случае его самоанализ искажен чужим мнением. Последствия подобного самоанализа с течением времени могут быть непредсказуемы.

Самооценка может снизиться ненадолго, например, в результате негативного мнения со стороны. При этом важно и то, кто высказывает мнение. Разумеется, что на длительную, системную, низкую самооценку ребенка влияют, в основном, люди, с которыми у него есть долговременные связи. От воспитателя детского сада до членов семьи, включая детей (старших или даже младших), а не только взрослых. Продолжительные эмоциональные связи создают  авторитеты, учитываемые ребенком при самооценке.

Проблемы обучения ребенка: трудности с чтением и письмом. Дислексия и дисграфия

Причина трудностей в обучении письму и чтению может лежать в разных областях. При обследовании можно обнаружить нарушение слуха (ребенку трудно связать букву со звуком), сложности с пониманием визуальной информации, утомляемость, снижение способности концентрировать внимание, повышенный уровень тревоги, повышенное внутричерепное давление и т.д. Поэтому и путь решения проблемы дислексии и дисграфии в каждом случае индивидуален. И начинается коррекция дислексии и дисграфии с выяснения их первопричины. Если проблема лежит в области нейропсихологических причин, то после проведения исследований и тестов, мы подберем наиболее действенные подходы для обучения ребенка. Если же корни нарушений лежат в медицинской сфере – порекомендуем подходящее в данной ситуации лечение.

каждого человека функция речи обеспечивается несколькими отделами головного мозга, и правильная речь есть результат одновременной, правильной и совместной работой этих отделов. Связи между разными отделами мозга развиваются у ребенка с момента рождения, и наиболее активно – в первые месяцы жизни.

У ребенка, по мере формирования двигательных навыков, появляются и другие: ребенок следит глазами, держит голову, потом начинает ползать, лопотать, проговаривает какие-то звуки, буквы, все более ловко работает руками, формирует навыки ходьбы. И все эти навыки приводят к тому, что формируются связи внутри полушарий между разными полями коры головного мозга и связи между правым и левым полушариями мозга. И на эти простые связи ложатся все более и более сложные. Таким образом, в конце концов, формируется и речь.

Дислексия чаще всего бывает связана с несогласованной работой или дефицитом связей между отделами мозга, которые обеспечивают речь и способность к узнаванию и запоминанию символов и звуков.

Например, у ребенка были нарушения раннего развития, и не сформировался один из вариантов ползания, скажем, по-пластунски. Или ребенок не ползал на четвереньках, а сразу пошел. Соответственно, связи в мозгу сформировались с некоторым дефицитом, ребенку недостает связей между затылочными отделами мозга, которые обеспечивают восприятие зрительной информации, и лобными, которые формируют речь, как таковую. При этом, у ребенка не связывается визуальный образ буквы с ее смыслом и звуком.

Или другой частый пример: ребенок должен быть правшой, но из-за гипоксического поражения мозга речевые центры «разбежались» в левое и в правое полушария головного мозга. Ребенок получился амбидекстром (правшой и левшой одновременно). Для формирования речи и письма ребенку приходится «перегонять» информацию между полушариями мозга, а это далеко, сложно и утомительно. Могут сформироваться нарушения речи, письма, запоминания и понимания формата числа.

Типовой пример с повышенным уровнем тревоги. Ребенок «зависающий» в стрессорной реакции любого рода физически не в состоянии полноценно усваивать информацию. Поэтому детские неврозыстрахи, длительное нервное напряжение не дают правильно сформироваться речи.

Очень часто дислексия и речевые нарушения у ребенка могут быть связаны с повышенной возбудимостью. То есть ребенок настолько эмоционально возбудим, что он плохо концентрирует внимание и, соответственно, плохо запоминает и понимает буквенный или числовой формат, отчего речь не формируется нормально.

Тест на наличие у ребенка дислексии:

  • Жалуется на головную боль после чтения из-за сильного напряжения
  • Часто трет глаза, может косить
  • С трудом узнает, запоминает и воспроизводит основные геометрические фигуры
  • Может держать книгу очень близко к глазам или прикрывать при чтении один глаз
  • Поворачивает голову при чтении так, чтобы не видеть текст одним глазом
  • Довольно быстро устает от занятий чтения или письма
  • Избегает именно этих занятий
  • Пропускает при чтении буквы и целые слова
  • В начале обучения правописанию может писать слова задом наперед
  • Чтение дается ребенку очень трудно
  • Имеет плохой почерк, слова «скачут» и наползают друг на друга

 

С чего начатьВ первую очередь, рекомендуем обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, который проведет несколько тестов. Тесты первого уровня это:

  1. Психологическое обследование навыков чтения и письма у ребенка, слуха и уровня развития его речи.
  2. Уровень и особенности познавательных способностей, таких как интеллект, внимание, память, воображение.
  3. Тесты на право- и леворукость, особенности раннего развития, фонематический слух.

 

Постепенно выясняются все возможности и способности ребенка, на основании чего мы предложим подходящую именно для него форму обучения. Например, ребенок кинестетик (лучше воспринимает информацию через суставно-мышечное и тактильные ощущения) и ему сложно обучаться, ориентируясь только на слух или смотря на текст в учебнике. И стоит только поменять стиль обучения на удобный ребенку, можно добиться потрясающих результатов за довольно короткий срок.

Если это будет целесообразно, психолог привлечет детского невролога или психоневролога, чтобы проверить неврологический статус ребенка, найти, либо исключить неврологические нарушения и какие-либо заболевания, которые могут оказаться причиной возникших проблем.

Не будет лишним сопутствующая проверка слуха и зрения ребенка. Если ребенок плохо слышит звуки, то, соответственно, плохо и говорит. Если плохо видит буквы – плохо их запоминает. Зрение и слух могут проверить ЛОР врач и офтальмолог. Например, в основе дислексии могут быть проблемы со слухом, вызванные увеличением аденоидов.

Обидчивость. Ребенок часто обижается и плачет

В большинстве случаев повышенная обидчивость ребенка имеет вполне определенные причины (психологические или медицинские) и довольно легко корректируется или лечится. 

Когда ребенок часто плачет и обижается на своих родителей или окружающих людей, в большинстве случаев, это говорит о том, что таким образом он привлекает  внимание к себе и к своим проблемам. Плач сам по себе, как физиологическое явление был создан природой для привлечения внимания сородичей еще в то время, когда человек жил в первобытных племенах. Детская обида, как социальное явление, также является демонстрацией своих чувств для окружающих, с помощью этого ребенок сообщает о том, что ему плохо и что ему нужна помощь взрослых.

Область истинного беспокойства ребенка может быть совершенно не связанной с тематикой возникающих детских обид и капризов. Когда ребенок плачет, он тем самым сигнализирует нам о своих проблемах и трудностях, самым удобным и приемлемым для себя способом – через свои слезы и обиды.

Также, плач ребенка и излишняя обидчивость может быть вариантом манипуляции над окружающими, при условии наглядных примеров таких действий со стороны взрослых, либо со стороны других детей. Это может происходить и в собственной семье и в детском саду, школе, либо во взаимоотношениях с друзьями и их родителями. Ребенок может скопировать такую схему поведения, и если она хотя бы раз принесет нужный ему результат, то эта схема закрепится, и будет использоваться им в дальнейшем. Поскольку дети находятся в состоянии непрерывного развития и формирования навыков, в том числе наработки стереотипов своего поведения, они неизбежно будут пробовать для себя различные способы и реакции. Это совершенно естественный процесс, который просто невозможно запретить или избежать. Можно лишь правильно реагировать, не подкрепляя нежелательные линии поведения и корректировать как можно раньше, если возникли ситуации подобной манипуляции.

Но, порой, частая обидчивость и плач ребенка могут быть следствием повышенной истощаемости и утомляемости нервной системы, в т.ч. на фоне хронических болезней и инфекций, либо из-за повышенного внутричерепного давления, перенесенной родовой внутричерепной травмы или других проблем.

В любом случае, необходимо точно определить в какой из областей лежит данная проблема: в поведенческой (психологической), либо в медицинской. Для этого, в первую очередь, мы советуем посетить консультацию детского психолога вместе с ребенком и членами семьи. На встрече психолог поинтересуется историей рождения ребенка, спросит, как проходило его развитие, узнает о личностных особенностях и чертах характера, проведет игровые тесты.

Если психолог увидит, что здесь может быть затронута не только поведенческая, но и медицинская сфера,  то он порекомендует обратиться  к  неврологу. Для наиболее быстрого и точного определения источника проблемы, к Вашим услугам медицинский консилиум с участием двух или трех врачей, психологаневролога и психоневролога.

Сильная привязанность ребенка к маме: особенность поведения или симптом проблемы?

Повышенная привязанность к маме чаще всего говорит о том, что у ребенка высокий уровень тревоги, а значит, в первую очередь нужно решать вопрос о снижении тревожности. В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. И первые положительные  езультаты мы можем увидеть уже спустя две-три недели c начала работы с психологом или медицинского лечения.

Самые первые и значимые отношения для новорожденного — это его сильная связь и отношения с матерью. Мама от природы – источник стабильности и спокойствия для ребенка.

Каждый нормальный, здоровый малыш периодически пытается убедиться, что в семье его действительно любят, что связь с мамой присутствует. И словесные уверения в этом не приносят ему должного результата и успокоения. Как и взрослому человеку, ребенку нужен дополнительный источник общения – «язык тела». Чтобы с ним говорили не только привычным для взрослых способом – вербально, но и проявляли свои чувства телесно, в виде объятий, поцелуев и поглаживаний, особенно перед сном. Нередко ребенок сам просит об этом, интуитивно понимая, что ему требуется.

Ребенок до 3-х лет практически составляет с матерью единое целое. Он живет ее эмоциональным состоянием и настроением, и очень чувствителен к малейшим переменам. При надежной привязанности ребенок всегда будет выражать беспокойство по поводу отсутствия своей мамы, ждать ее возвращения и радоваться приходу, тут же успокаиваясь и продолжая заниматься тем, чем он занимался до разлуки. При отсутствии гармонии в связи между матерью и ребенком, привязанность может быть избегающей, когда при возвращении мамы он будет чувствовать злость и обиду на нее. И отворачиваться в ответ на ее приветствие и попытки вернуть его расположение.  Либо проявлять противоречивую привязанность – избегать общения с ней, отталкивать игрушки и еду, продолжать плакать, но при этом крепко держать маму, прижиматься к ней.

Как это проявляется? Например, при нахождении на улице ребенок держится обеими руками за маму и прижимается к ней, не может один пойти играть к другим детям. Либо не хочет оставаться с кем-то еще, кроме мамы, даже со своими родными и близкими друзьями семьи. В таких случаях дети чаще всего требуют: «Хочу только с мамой!», «Пусть это сделает мама!». То есть при высоком уровне тревоги у ребенка мать служит основным «успокоительным средством».

Такой сильный симбиоз весьма усложняет жизнь матери, она не может быть с малышом 24 часа в сутки, не прерываясь на домашние и другие необходимые дела.

К кому обращаться с ребенком при такой сильной привязанности: к врачу или к психологу? Рекомендуем начать с консультации детского психолога для понимания наличия проблемы повышенной тревоги. Как правило,  это некие психологические трудности, которые легко выясняются при игровой диагностике и разрешаются при проведении игровой психотерапии. Также, мать получает советы по коррекции поведения, понимания и проявлению чувств, вкупе с рекомендациями о том, как построить здоровые и комфортные отношения со своим ребенком.

Если психолог увидит, что причиной может быть и медицинская сфера,  то он посоветует провести медицинский консилиум с участием нескольких врачей одновременно.

Боязнь школы. Дидаскалейнофобия

Если ребенок боится ходить в школу и перед выходом в школу ему становится физически плохо: ребенок может бледнеть, жаловаться на боли в животе и жидкий стул, покрываться испариной, плакать и т.п., то эта ситуация требует помощи со стороны родителей, психолога или даже врача. Психологическая и медицинская помощь в этом случае достаточно эффективна  и результативна. Главное – определить причины школьной фобии и вовремя провести коррекцию или лечение.

Школьная фобия может быть не единственным страхом у ребенка, а быть схожей и связанной с любыми другими детскими страхами. Во всех случаях проявлении страха у ребенка присутствует тревожность – эмоция, предназначенная природой для защиты и подготовки к физическому ответу на опасность (отсюда и телесные проявления тревоги – сердцебиение и другие). Повышение уровня тревоги может быть обусловлено психологическими проблемами и трудностями в отношениях с педагогами и детьми или медицинскими проблемами, связанными с нервной системой, такими как: повышенное внутричерепное давление, перенесенная родовая гипоксия или травмапрививки, хроническая интоксикация (часто она связана с воспалением миндалин , аденоидов).

Естественно, что если ребенок с повышенным уровнем тревоги приходит в школу, он и воспринимает школу через призму этой тревоги, с чувством опасности. В ответ на ощущение тревоги «нижний этаж» мозга – который управляет телом (вегетативная нервная система) активируется и готовит тело к физическому ответу на опасность. Например: ребенок выходит к доске писать ответ на задачу, а его тело готовится бежать от опасности или драться. Соответственно, у ребенка появляется учащенное сердцебиение, кровь приливает к лицу, повышается потоотделение, сокращается мочевой пузырь, кишечник. При внезапном выбросе стрессорныхгормонов возможен приступ паники, либо нервное расстройство стула или мочевого пузыря, то есть реакция, связанная с телесной реакцией на тревогу. Ребенок в этой ситуации не может нормально работать в классе, так как его тело приготовилось совершенно к другому действию.

Также возможными причинами могут быть: дислексия (трудности с чтением и письмом), которая может являться дополнительным стрессором, или психологическое давление класса. Причиной также может быть плохой слух у ребенка – очень частое явление у учеников начальных классов – обусловленный аденоидами, перекрывающими слуховую трубу. Этот воспалительный процесс в ухе диагностируется не сразу, по сравнению с врожденной глухотой, которую можно найти значительно раньше.

К врачу или к психологу? В первую очередь, мы рекомендуем получить консультацию у детского психолога, невролога или же детского психиатра. Чтобы максимально быстро разобраться в причинах данного поведения и состоянии ребенка, лучше всего пройти консилиум из трех специалистов. На консилиуме Вы получите ответы и согласованные рекомендации от трех специалистов разного профиля. Будет ясно, насколько актуальны психологические проблемы, либо нарушена работа нервной системы. Иногда для постановки диагноза, мы советуем выполнить ЭЭГ или другие исследования головного мозга. При подозрениях на нарушение слуха целесообразно обратиться к оториноларингологу.

Трудности в общении. У ребенка нет друзей

В большинстве случаев трудности с общением у ребенка довольно легко поддаются коррекции и бесследно проходят. После проведения психологических консультаций или курса игровой терапии, обычно мы видим первые результаты уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или после проведения медицинского лечения, если в нем возникает необходимость (например, при РДА).

Довольно часто можно встретить одиноко стоящего на горке ребенка, отчаянно кричащего: «ну поиграйте со мной кто-нибудь!». И, не найдя отклика, такой ребенок движется обычно по одному из двух путей:

1.Решает поступать агрессивно, толкая остальных детей и мешая им развлекаться и общаться. Выбирая себе хотя бы такое странное, но все же общение, которое, конечно же, не подходит остальным участникам. Очень популярная на сегодняшний день схема взаимоотношений людей: «Лучшая защита – это нападение». В результате чего у ребенка нет друзей в детстве и нет настоящих и верных друзей во взрослой жизни.

2.Уход в себя, в свой внутренний мир может быть некой защитой от мира внешнего, который не удовлетворяет потребности ребенка. Уход от стрессовых и негативных ситуаций, приносящих стресс. И здесь нужно внимательно наблюдать за ребенком, в какие моменты он уходит в себя, что может провоцировать, насколько часто он это делает и с какой длительностью. Если это происходит регулярно, возможно, причиной является синдром раннего детского аутизма.

В чем же могут быть причины такой непопулярности у детей? Почему один ребенок становится душой компании и довольно легко находит себе друзей, а другой остается в одиночестве, в тени?

Одними из главных причин необщительности и непопулярности детей могут быть:

  • неуспешность самого ребенка, в играх, спорте и в учебе
  • попытки манипулировать окружающими детьми, навязывая им свои правила игры, обидчивость, непредсказуемость в поведении, отказ от игр на общих условиях
  • отличный от сверстников интеллектуальный уровень (низкий или наоборот, высокий)
  • особенности внешности и физические особенности
  • неопрятность и несоблюдение гигиенических норм
  • недостаточный или искаженный уровень коммуникативности
  • явное социальное или материальное неблагополучие родителей
  • повышенная опека со стороны родителей
  • переезд и перевод ребенка в другой класс или в другую школу
  • исключительность и одаренность ребенка

 

То, с чем ребенок выходит на улицу или в детский коллектив, он осваивает и «репетирует» дома. Несомненно, решающим фактором является атмосфера и коммуникация в семье. Насколько она благополучна и насколько располагает к гармоничному и комфортному взаимодействию ребенка с социумом. Часто чрезмерная родительская опека формирует у ребенка пассивность, пугливость, нервозность, что отнюдь не вызывает уважения у сверстников. Или, напротив, ребенок бывает слишком активен, напорист, что также вызывает агрессию со стороны детей.

Важную роль для обретения друзей и сохранения дружбы, для вхождения в коллектив, играет самооценка ребенка. Дети, которых родители чаще хвалили, всячески показывали им свою любовь и заботу, вырастают уверенными, сильными, смелыми. Те же, кого чаще унижали и наказывали, кому высказывали лишь недовольство, могут получить на всю жизнь ощущение слабости, неуверенности и собственной никчемности. При этом, признаками коммуникативного нарушения у ребёнка могут являться защитная агрессивность и возбудимость, склонность к конфликтному поведению, либо наоборот застенчивость и замкнутость.

Еще особая категория детей – одаренные дети,  которые тоже часто попадают в категорию непопулярных. Обычно, им неинтересно со своими сверстниками и скучно из-за разницы в развитии и ярком несовпадения интересов.

Но что делать, если Вы уделяете ребенку достаточное количество времени, подолгу с ним гуляете, ходите на детские площадки, в кружки, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, ребенок необщительный изначально по своей сути и темпераменту, у него присутствует внутреннее нежелание общаться, и дети чувствуют его замкнутость. Если ребенок не пытается ответить на улыбку близкого человека, не смотрит в лицо собеседника, не реагирует на попытки  заговорить, советуем обратиться к специалисту, чтобы исключить синдфром раннего детского аутизма.

Еще одна причина возникновения коммуникативных трудностей может быть обусловлена психофизиологическими нарушениями работы головного мозга, соматическими и наследственными  заболеваниями, например, аутистическим расстройством.