Нашим детям, Психология

Норма и патология развития ребенка

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология  и психиатрия. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и Вашим детям!

Проблемы с речью у ребенка: ребенок не говорит, речевое развитие идет с задержкой, ребенок говорит непонятно

При своевременном установлении причины возникшей проблемы и проведении речевой и нейропсихологической коррекции, либо лечения, если оно требуется, речь ребенка начинает формироваться быстрее и правильнее, и в большинстве случаев полностью восстанавливается. 

Первое слово, сказанное ребенком – самое запоминающееся событие в семье. Но развитие речи начинается задолго до этого момента, с младенчества. Это и гуление, и эмоциональная реакция на голос родителей и близких, проба повторения за ними звуков и интонаций. К началу использования активной речи, примерно к годовалому возрасту, ребенок очень активно развивает понимание языка жестов и мимики и накапливает пассивный запас слов.

Речь ребенка наиболее активно развивается в период до 2-х лет. Если ребенок не достигает должного уровня речевого развития в этом возрасте, то ему будет сложнее освоить этот навык впоследствии и наверстать упущенное.

Нормы развития речи ребенка:
С полугода жизни малыш осваивает первые элементы настоящего речевого общения и начинает пытаться взаимодействовать с окружающими его взрослыми при помощи предлогов и простых слов.

От 6 до 7 месяцев – время для освоения отдельных слогов и попытка повторения слов за взрослыми. Идет освоение самых первых слов, такие как «мама», «папа», «баба» и другие.

От 7 до 10 месяцев – период тренировки повторения односложных слов и слогов за родителями. Знакомство с внешним миром и интенсивное пополнение пассивного словаря речи.

От 10 до 12 месяцев – четкое и осознанное произнесение первых слов. Эти слова состоят в основном из легких для ребенка звуков.

1 год – использует осмысленные простые слова или их фрагменты.

1,5 года – имеет активный словарный запас порядка 5-20 слов, состоящий в основном из существительных. Начинает практиковать частое повторение слов для наилучшего запоминания. Пробует слова «на вкус», появляется буферная «самобытная» речь,  ребенок может называть вещи по-своему и вовсе придумывает «свой язык».

2 года– словарь из активно употребляющихся слов около 150-300 слов.
Используют предлоги, чаще всего: «на, в, под».
Начинает составлять предложения из двух-трех слов.

3 года – словарный запас состоит примерно из 900-1000 слов.
Правильно использует местоимения 1-го и 2-го лица “Я” и “Ты”.
В речи преобладают глаголы. А также множественное число и прошедшее время.

Если ребенок до 3-х лет все еще плохо говорит на уровне своего развития, остановился в пополнении словарного запаса или не говорит совсем, есть повод задуматься о том,  что явилось причиной и постараться скорректировать это как можно раньше.

Как правило, рассматривается два варианта проблем с речью у ребенка.

  • Первый вариант: если речь у ребенка отсутствует как таковая, т.е. не сформировалась изначально или сформировалась неправильно.
  • Второй вариант:когда речь изначально была, но пропала в какой-то момент.

 

Рассмотрим подробнее оба варианта.

Если речь не формируется изначально, то, в первую очередь можно говорить о каких-либо мозговых нарушениях. То есть ребенок, например, перенес внутриутробную инфекцию, родовую гипоксию или травму, у него может быть повышенное внутричерепное давление, какие-то особенности формирования мозга, эпилепсия или другие заболевания, сопровождающиеся нарушением развития.  То есть наличествует что-то, не дающее мозгу сформировать те корковые центры, которые отвечают за речь. Или кора головного мозга у ребенка формируется нормально, но присутствуют какие-то проблемы с теми отделами мозга, которые обеспечивает речевую артикуляцию.

Если в первом случае, когда кора мозга нарушена, ребенок, не обязательно, но, как правило, имеет не только проблемы с речью, но и с ее пониманием, то в случае проблемы с артикуляционным аппаратом ребенок все понимает, лопочет, пытается что-то сказать, но у него не получается. И если в первом случае мы говорим про дислалию (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе), то во втором уже – это уже дизартрия (нарушение, возникающее вследствие органического поражения ЦНС). Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Ребенок может не говорить и при нормально сформированном головном мозге из-за того, что у него есть какие-то психические нарушения, например аутизм, при котором одним из основных симптомов является отставание речевого развития или полное отсутствие речи. При этом имеет место и эхолалия, когда ребенок автоматически и неконтролируемо повторяет слова и целые фразы. Чтобы отличить аутизм от другого нарушения речи, в первую очередь, необходимо проанализировать, используется ли речь или жесты именно для коммуникации и взаимодействия с людьми. Главная задача при этом – определить, является ли это аутизмом. Либо данное нарушение может оказаться элективным мутизмом, при котором ребенок – в отличие от аустичного нарушения – играет с другими детьми, взаимодействует с членами семьи, понимает речь, обращенную к нему, но говорит лишь с узким кругом людей и в особых обстоятельствах.

Также, нарушения развития речи могут возникнуть из-за наличия проблем, связанных с неправильным воспитанием, отношением, общением в семье. На фоне тревоги ребенок может замкнуться, на фоне же тяжелой психической обстановки ребенок может медленнее развиваться. Если с ребенком не говорить и молчать в его присутствии, то он тоже говорить не будет. Если ребенок говорил, но замолчал – это уже очень серьезный симптом, говорящий о дебюте аутистического расстройства, или  каком-то сильном психическом стрессе. Стрессе, который ребенок перенес, и который мог остаться незамеченным родителями. У ребенка могла развиться какая-то неврологическая проблема, связанная с заболеванием мозга, с патологической реакцией на вакцину, инфекция нервной системы или какое-то другое заболевание центральной нервной системы.

Видов нарушения речи довольно много, так как речь обеспечиваются сразу многими отделами мозга. Речевые нарушения могут быть разными, в зависимости от того, какой отдел мозга пострадал, или неправильно развился. Здесь нужно с максимальной точностью понять, что именно работает неправильно, для того чтобы эффективно и быстро помочь ребенку. Поэтому в том случае, когда причины возникновения проблемы не очевидны, мы рекомендуем пройти консилиум специалистов: невролога и  детского психиатра, которые определят в какой из областей лежит проблема: в области медицинских проблем, либо в области психологических особенностей. Также, если это необходимо, будет рекомендовано лечение и/или работа с логопедом.

Заикание у ребенка: психологическая проблема или логоневроз?

Чаще всего заикание у ребенка появляется на фоне наличия двух-трех составляющих: 

  1. Психологическая проблема, длительное нервное напряжение, стресс или кратковременный, но сильный испуг;
  2. Какая-либо медицинская проблема, например, повышение внутричерепного давленияили перенесенная родовая/внутриутробная гипоксия;
  3. Наследственная предрасположенность к заиканию.

 

Если разобраться в этих составляющих и дать ребенку медицинскую и психологическую помощь, во многих случаях заикание достаточно быстро проходит. Наилучшие результаты мы видим в первые дни – месяцы после начала заикания, когда оно еще не закрепилось. Стрессорное напряжение в нервной системе ребенка разрешается и заикание прекращается. В случае влияния медицинского фактора это заболевание тоже довольно успешно лечится.

Симптомы и причины. Заикание у детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего оно проявляется с 2 до 6 лет, в то время, когда идет активное формирование навыков речи.

Заикание бывает двух разновидностей. Тоническая форма заикания, когда звук растягивается и появляются долгие паузы в гласных, например: «м… аааама». Либо клоническая форма заикания, при которой идет повторение звуков, слогов, например: «за-за-за-за-крой». Иногда встречается и смешанная форма.

При заикании у ребенка почти всегда есть ощущение напряжения и тревогистрах перед речью. Ребенок  может говорить практически без запинок в спокойной и доброжелательной обстановке, но в случае стресса или сильного волнения возникают речевые спазмы, в результате чего ребенок заикается.

Причины возникновения заикания могут быть разнообразными, и для решения проблемы нужно точно определить, к какой области они относятся:

  • Это дефект речи, и в таком случае будет полезно участие логопеда, который проведет коррекцию заикания и исправит речь ребенка.
  • Либо речь идет о проявлении логоневроза,который возникает при сильном истощении или заболевании нервной системы ребенка, ее чрезмерном возбуждении и стрессовом состоянии. Например, после пережитого сильного испуга или неблагоприятной психологической обстановке в семье или в окружающем его социуме.
  • Также ребенок может подражать услышанному где-то заиканию. Заимствованное таким образом заикание также исправляется психологическими занятиями.

 

Кратковременное и постоянное заикание.

  • Если говорить о временно возникшем заикании, длящемся от  дня до недели, то подобное проявление заболевания проходит вместе с сопутствующим ему стрессовым расстройством. Ускорить процесс возвращения к нормальной речи можно, например, при помощи игровой психотерапиии/или некоторых лекарственных препаратов (назначаются детским неврологом или психиатром).
  • Если заикание протекает как логоневроз, т.е. длительно или с повторными рецидивами, то здесь, чаще всего, актуальна какая-то медицинская проблема и часто имеется наследственная предрасположенность.

 

Как действовать при заикании у ребенка? Если ребенок начал заикаться, и это продолжается более недели, или ребенок начал заикаться резко, внезапно и очень сильно, то в этом случае советуем Вам сразу обратиться к врачу, детскому неврологудетскому психиатру или  консилиуму специалистов, пока заикание не закрепилось. При своевременной помощи специалистов как можно быстрее после дебюта, во многих случаях заикание проходит раз и навсегда.

Если же заикание все же закрепилось, мы советуем провести диагностику, чтобы выяснить, насколько велик медицинский аспект (повышенное внутричерепное давление, перенесенные инфекционные заболевания, прививочные осложнения, последствия родовой гипоксии и т.д.) и насколько велик психологический аспект (испытывает ли ребенок постоянно какой-то дискомфорт или нет). После этого на основании полученных выводов строится лечение.

У ребенка появился воображаемый друг. Поведенческая особенность или болезнь?

Дети часто получают колоссальное удовольствие от игры в мире фантазий, общения с воображаемыми друзьями, это является особенностью дошкольного возраста и неотъемлемой частью детства. Но если побег в вымышленный мир затянулся или приносит беспокойство родителям, стирая грань между вымышленным миром и реальным, то своевременная помощь детского психиатра в этом случае будет очень эффективна. Специалист выявит причины этого состояния, и при помощи игровой терапии, либо коррекционной работы совместно с родителями вернет границы игры и реальности.

В случае же возникновения более серьезных проблем, т.е. заболевания нервной системы или психического расстройства, вовремя проведенное лечение также принесет положительный результат.

Иногда у ребенка, в возрасте с 2 до 6 лет, появляется воображаемый друг. В дошкольном возрасте это считается абсолютной нормой. 

Например, это может быть любимая игрушка, с которой ребенок разговаривает и всюду носит с собой, независимо от ее внешнего вида, скучает без нее и сильно расстраивается, когда теряет, либо когда-то кто-то ее забирает или выкидывает. Это может быть и придуманный, невидимый для других людей друг или герой из мультфильмов, игр и книг. Не стоит этого пугаться, это может означать лишь то, что у ребенка хорошо развито воображение. Ведь через проигрывание диалогов со своим воображаемым другом дети могут получать навыки коммуникации на любые волнующие темы, а также, в естественном ритме развивать лобные доли головного мозга, которые отвечают за  управление поведением, принятие решений и нахождение необычного решения проблем, за рассуждения и принятие выбора.

Однако, желательно определить причину возникновения вымышленных друзей и попытаться постепенно заполнять эту нишу реальными людьми и реальными друзьями.

Что же может послужить причиной ухода в подобные «нереальные отношения»?

  • Этому может способствовать как чрезмерная опека, так и давление со стороны родителей. В обоих случаях на помощь ребенку могут прийти воображаемые друзья, которые его поддержат, что бы ни случилось, и с которыми можно позволить себе все: есть мороженое  любое время, пачкаться и даже «завести» собаку или котенка, если родители против этого в реальной жизни. Либо наоборот ругать и подавлять своего вымышленного друга, беря на себя роль родителя, который злоупотребляет этими действиями, и попросту копируя его. И если внимательно посмотреть на темы, слова и манипуляции, которые ребенок адресует своего выдуманному другу, то можно увидеть, что его беспокоит и чего ему не хватает.
  • В виде защитного механизма от стресса. Ребенок может уйти в мир фантазий при неблагоприятной атмосфере в семье, при травмирующих событиях, таких как: развод родителей, смерть питомца или близкого человека, рождение брата или сестры, переезд, проблемы в социуме.
  • Чувство вины. Иногда в семье наблюдается такая тенденция: что бы ни случилось, разбитый ли телефон, пропавшие папины часы, съеденное ли варенье, во всех «грехах» обвиняют ребенка, не разбираясь, виноват ли он на самом деле. За обвинением следует наказание, при этом не всегда справедливое. Тогда у него появляется чувство вины. И чтобы ослабить напряжение, ребенок прячется в своем вымышленном мире. Боясь наказания и боясь потерять расположение и любовь родителей, он придумывает некого «козла отпущения», который виноват во всех неприятностях. И в своем выдуманном мире может наказать своего вымышленного героя, либо смоделировать ситуацию, при которой он сам чудесным образом избегает наказания. Тут очень важно понять и разграничить рамки фантазии и реальности. Иногда дети придумывают вымышленного персонажа, чтобы сбросить всю ответственность за ошибки и хулиганства на него.
  • Нехватка общения и впечатлений. Возникает при трудностях с общениемв реальной жизни или сильной занятости родителей, которые уделяют ребенку очень мало времени, заменяя полноценное живое общение айпадом или телевизором. В результате ребенок постоянно испытывает чувство одиночества, призывая на помощь воображаемых друзей. С ними всегда можно поговорить по душам и поделиться сокровенным: своими обидами или же своими детскими радостями.
  • Вытеснение скрытых негативных эмоций. Иногда ребенок проигрывает с вымышленным другом травмирующие его ситуации, которые происходят в реальной жизни. Фантазийный герой может его защищать и обещать расквитаться с обидчиками, что указывает на вытесненную агрессию, которую ребенку запрещено вымещать в жизни.  И если у ребенка нет близкого и принимающего его взрослого, который способен пожалеть и выслушать в таких ситуациях, то  воображаемый друг может сыграть роль за него, уводя ребенка за собой в выдуманный мир.

 

В норме, воображаемые друзья, появившиеся у ребенка в дошкольном возрасте, заменяются реальными людьми в его активно наполняющейся событиями жизни, и полностью исчезают по окончанию младшего школьного возраста – в период до 10-11 лет.   

Но бывает, что период фантазийн