Нашим детям, Психология, Психотерапия и психиатрия

Аутизм у ребенка. Синдром раннего детского аутизма (РДА) — Синдром Каннера — Синдром Аспергера

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Симптомы и причины

На сегодняшнее время все чаще встречается такой диагноз, как ранний детский аутизм. Поскольку еще не найдены причины происхождения болезни и нет точной лабораторной диагностики аутизма, то зачастую, диагноз ставится ошибочно. В нашей практике бывают случаи, когда мы снимаем ранее поставленный диагноз аутизма, или наоборот, выясняется, что происходящее с ребенком является аутизмом, а не, например, последствиями перинатальной патологии.

Аутизм – отклонение в развитии ребенка, касающееся общепринятой модели социальной сферы и общения, а также области поведения и использования речи.

Ребенок отгораживается от внешнего мира всеми возможными способами, например, не проявляет эмоций и не откликается, когда к нему обращаются, не хочет исследовать что-то новое, все неизведанное приводит его в стресс. Аутистичный ребенок всегда стремится к постоянству, поэтому может повторять одни и те же движения (стереотипии), издавать одни и те же звуки (вокализмы), кушать одну и ту же еду и ходить по одним и тем же маршрутам: в неизменных условиях ему спокойно и привычно. Но это не значит, что ему безразлично все, что происходит вокруг него! Аутистичный ребенок все прекрасно видит и замечает, просто все эмоции и реакции спрятаны внутри него самого и он просто не умеет их опознавать и выражать так, чтобы его правильно поняли. Всему этому можно научить, терпеливо и мягко направляя его и обучая этим навыкам. Такие дети чаще всего бывают очень чувствительными сенсориками, у них может быть развито обоняние и тактильные ощущения, чем можно воспользоваться при обучении, например, учить алфавит, изготавливая буквы из различных материалов, где каждая буква будет иметь свой запах, выпекая их из теста, читая книжки, которые можно потрогать, с шуршащими страницами, с аппликациями из разной ткани и фактуры, рисуя буквы его рукой на песке или на теле, вылепляя их из пластилина и т.д.  Из-за повышенной чувствительности, ребенку может быть очень тяжело воспринимать громкие звуки, шум толпы, все, что он слышит во внешней среде. При этом, сам он может совершенно спокойно издавать не совсем приятные и не понятные для обычного человека звуки или громко и продолжительно стучать, шуметь. В его внутреннем мире это будет исследованием окружающего пространства, либо использоваться как средство для самоуспокоения.

Самая главная отличительная черта ребенка с аутизмом – невозможность комплексного и слаженного восприятия окружающего пространства. Существует сильная разобщенность и узкий профиль работы каналов восприятия, например, в то время когда один канал работает (допустим, визуальный), остальные блокируются и отключаются из общего процесса, чтобы не мешать концентрации и не смешивать внимание. Но зато тот, что активен, может работать на все 100%.  (чего не может достигнуть обычный человек) Именно это приводит к феноменальной концентрации и достижению успеха, особенно, в математических и точных науках. Сюда же относится часто встречающаяся избирательная, но очень прочная память и быстрое запоминание большого объема информации.

Аутистичный ребенок, по сути, представляет собой некий «калейдоскоп», из умений, знаний, возможностей и их проявлений. К примеру: совершенно не умеет разговаривать, но при этом пишет высокоинтеллектуальные и философские тексты, не соответствующие его возрасту. Или может быть моторно-неловким в обычной жизни, но в каких-то ситуациях ловко и стремительно забирается на большую высоту или преодолевает препятствия с закрытыми глазами. Решает сложные задачи на несколько уровней выше задач, предназначенных для его возраста, но не умеет завязывать ботинки и ловко чистить зубы.

Им свойственно щепетильное и тотальное сохранение собственного пространства, в том виде, который они для себя выстраивают и к которому привыкают. Это дает им возможность не отвлекаться на изменения во внешней среде и сосредоточиться на том, чем они занимаются, погружаться в процесс максимально глубоко. Возможно, именно поэтому они так не любят смотреть в глаза другим людям, боясь войти в сферу мыслей и ощущений другого человека, ведь для этого приходится выйти из своего личного пространства. С этой же особенностью связаны трудности в обучении, где главным условием является навязчивое и упорное повторение неких действий за родителем или педагогом.

Когда аутист копирует кого-то, то это может восприниматься им как отказ от своего “Я” и уход от своего внутреннего мира, который он тщательно выстраивает и куда постоянно погружен. Самым оптимальным вариантом будет обучение в игре, когда ребенку становится предельно интересно и он САМ решает включиться в эту игру и делать тоже самое, что делает другой человек. Нужно лишь помочь ему на начальном этапе, обращая внимание и заинтересовывая происходящим, постепенно включая в общую игру.

Первичный тест для родителей на наличие синдрома раннего детского аутизма у ребенка

Присутствие синдрома возможно, если Вы ответили “да” на несколько вопросов (но окончательный диагноз может поставить только врач):
20 признаков расстройства аутистического спектра: 

  1. Ребенок не реагирует на уход/возвращение матери в младенчестве.
  2. Имеет частичное или полное отсутствие зрительного контакта с окружающими.
  3. Не употребляет местоимение “Я”. Может говорить про себя во 2-ом лице или называть себя по имени.
  4. Не проявляет интереса к окружающим его людям и внешнему миру.
  5. Играет почти всегда один. Практически никогда не играет с другими детьми.
  6. Может не реагировать на обращения, просьбы или запреты.
  7. Не повторяет действия за родителями или другими детьми.
  8. Зато сам может повторять за кем-то слова и целые предложения (эхолалия), пересказывать передачи и мультфильмы.
  9. Не играет в игрушки (дети аутисты особенно избегают кукол).
  10. Любит выстраивать фигуры в ряд, раскладывать по критериям, цветам и все систематизировать.
  11.  Начал говорить и развивать словарный запас, потом резко остановился в развитии и замолчал. Речь очень ригидная и скудная. Часто имеет задержку речевого развития.
  12. Общается механистически, не используя жестов и мимики лица.
  13. Не переносит тактильность и прикосновения любого рода. Но иногда при желании может сам проявить нежность к особо близким людям.
  14. Боится громких и неизвестных звуков, закрытых дверей, темноты или яркого света.
  15. Имеет (простые и вычурные) стереотипные движения, пользуется ими для успокоения. Чаще всего это раскачивания, тряска руками или головой.
  16. Не переносит ничего нового. Новых мест, новой еды, одежды и т.д. Неофобия.
  17. Имеет избирательное питание. Может выбирать еду по цвету и по форме.
  18.  Может проявлять сильную агрессию при вторжении в его пространство, либо при изменении привычных для него схем, при насильном обучении и т.д.
  19. Склонен к аутоагрессии. К примеру, может раскачиваться и биться головой, что тоже будет являться успокоением при сильном стрессе.
  20. Неадекватно реагирует на слова и эмоции других людей или не проявляет своих эмоций.

 

В аутизме и шизофрении есть нейроиммунологический аспект. Согласно последним исследованиям, в дебюте аутизма и детской шизофрении участвует иммунная система. Эти болезни имеют аутоиммунные корни, когда иммунная система вырабатывает клетки и антитела против антигенов собственной нервной системы, в том числе против рецепторов  к нейромедиаторам. Аутоиммунное нарушение может стартовать после контакта ребенка с инфекцией или аномальной реакции на вакцину.

При аутизме не возникает таких очагов разрушения головного мозга, какие возникают при аутоиммунных энцефалитах и при рассеянном склерозе. Эти изменения зачастую могут не обнаружиться при МРТ исследовании. Но из-за взаимодействия с аутоиммунными антителами мозговые рецепторы к нейромедиаторам перестают работать корректно. Это нейромедиаторы, участвующие в управлении функциями нервной системы, такие, как глутамат, дофамин, серотонин, норадреналин и мелатонин.

Помимо классической терапии и клинической картины при аутизме важны инфекционный фон и состояние иммунитета. Практика показывает, что состояние ребенка с аутистическим расстройством может ухудшаться при хронической инфекции вирусами группы герпеса (герпеса 6 -го типа, Эптшейна-Барра, цитомегаловирус), некоторыми бактериями (бета-гемолитический стрептококк, токсоплазма) и некоторые другие инфекции, в том числе внутрикишечная флора, создающая пропионовокислое брожение с выделением пропионовой кислоты.

Лечение инфекций и иммунореабилитация обычно весьма благотворно сказываются на течение аутизма.

С чего начать и к кому обращаться с аутизмом у ребенка?

На сегодняшний момент не существует единого общепринятого, достоверного теста, выявляющего аутизм. Диагноз основывается лишь на наблюдении за поведением ребенка, его речью и психологическом и общеобразовательном тестировании. Педиатры рекомендуют обследовать детей на начальное выявление признаков раннего детского аутизма в возрасте 18-24 месяцев. Но окончательный диагноз ставится обычно в старшем дошкольном возрасте к 4-5 годам.

В первую очередь рекомендуем получить консультацию детского психиатра, либо детского  невролога. Оптимальным решением станет проведение консилиума врачей различного профиля. В такую команду, помимо психоневролога и невролога, могут входить  отоларинголог (чтобы исключить проблемы со слухом), логопед (чтобы определить наличие речевых проблем). На выходе Вы получите комплексные рекомендации по лечению аутизма у Вашего ребенка.

Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у  врача, даже если вы  живете в другом городе.

Добавить комментарий